"Свита", с которой герой киргизской революции приехал в Москву, оказалась, на удивление, немногочисленной. Члены делегации Бакиева подтвердили, что сопровождали президента Киргизии всего пятьдесят шесть человек, включая охрану, двух министров и журналистов. "Он старается экономить бюджетные деньги", - с гордостью рассказывали члены делегации киргизского гостя. Впрочем, речь, с которой выступил Курманбек Бакиев, объяснила строгий режим экономии президента. Безработица, низкое производство и замороженные проекты двух жизненно важных для Киргизии гидроэлектростанций - вот что, судя по речи Бакиева, ему досталось в наследство от Аскара Акаева. И вчера киргизский лидер фактически попросил у Владимира Путина не забывать в беде южного соседа по СНГ, а также заверил, что смена власти в республике и поддержка, оказывавшаяся в свое время Путиным Акаеву, не скажутся на дальнейших взаимоотношениях России и Киргизии.
Владимир Путин, открывая встречу, сразу же наметил точки дальнейшего взаимодействия двух стран - энергетика, металлургическая промышленность, гуманитарное сотрудничество. Заявив, что в республике настало время стабильности и инвестиционной привлекательности, российский президент еще раз поздравил Бакиева с победой на выборах. А вот киргизский лидер, начавший со слов о будущем тесном взаимодействии двух стран в рамках ШОС и ОДКБ, сразу перешел к проблемным темам. "Нам сейчас жизненно необходимо усиливать экономику", - вздохнул Бакиев. Пополнять государственный бюджет он намерен прежде всего за счет промышленности, сельского хозяйства и туризма. Разумеется, не без российской помощи. "Для этого нет никаких препятствий", - заверил его Путин. Вероятно, вдохновившись словами российского президента, киргизский лидер принялся и дальше перечислять проблемы постреволюционной страны. Это прежде всего безработица и низкий уровень жизни.
Представители киргизской делегации каждое слово своего лидера подкрепляли собственными измышлениями. Когда Бакиев говорил о развитии туризма, его "свита" уверяла, что Киргизия со временем станет первой в мире страной по числу туристов. Когда же речь шла об экономике, гости рассказывали, что, по подсчетам киргизского посольства в Москве, из России киргизы ежегодно высылают родным около 300-400 миллионов долларов.
Тем временем Бакиев как будто гипнотизировал себя своими же словами. "Пора переходить к делу!" - воскликнул он. И заговорил о проектах, которые по сути могут выжить лишь за счет российских инвестиций. Это две гидроэлектростанции Камбар-Ата 1 и 2, также алюминиевый завод. Что касается Камбар-Аты 1, то ее строительство замерло еще в советские времена, а проект второй гидроэлектростанции вообще существует только на бумаге. Бакиев намекнул, что Киргизия хотела бы видеть российские деньги вложенными во все три проекта, включая алюминиевый завод.
По итогам переговоров, продолжавшихся около часа, о российском участии в строительстве электростанций не было сказано ни слова. Зато Владимир Путин констатировал, что за первое полугодие 2005 года рост товарооборота составил 15 процентов. И посоветовал Бакиеву, чтобы "в Киргизии были созданы все условия для долгосрочных проектов российского бизнеса". Ну а со своей стороны Россия уже сделала для нового киргизского руководства серьезный подарок. Вчера в присутствии президентов министры финансов двух стран подписали соглашение об урегулировании внешнего долга Киргизии перед Россией. В киргизской делегации пояснили, что речь идет о серьезной отсрочке выплат по долгу.
Визит Бакиева показал: на постсоветском пространстве появилась новая традиция - лидеры "цветных революций" со своими первыми зарубежными визитами отправляются именно в Россию. Так в свое время поступили и глава Грузии Михаил Саакашвили, и президент Украины Виктор Ющенко. Президент Киргизии Курманбек Бакиев последовал примеру своих коллег и тоже первым делом приехал в Москву.
Впрочем, проанализировав последующие поездки Ющенко и Саакашвили, можно заметить, что они дружно старались создать еще одну традицию на постсоветском пространстве - многое из сказанного ими в Москве позже фактически опровергалось. Правда, в данном случае президент Киргизии вряд ли последует такому примеру. Сейчас Россия нужна Бакиеву не меньше, чем Бакиев России. В случае же реализации договоренностей, которые были достигнуты в ходе визита главы Киргизии, прежде всего в сфере экономики и безопасности, отношения между Бишкеком и Москвой вполне могут перерасти в осознанную обеими сторонами необходимость.
Было заметно, что с неохотой Бакиев отвечал и на вопросы журналистов о сроках пребывания военных баз США в Киргизии. Если во время последнего саммита ШОС в Астане он присоединился к инициативе предложить Белому дому определиться с датой вывода, то позже, после визита в Бишкек министра обороны США Дональда Рамсфелда, существенно скорректировал свою позицию. Вчера в Москве Бакиев фактически подтвердил, что согласился с предложением американцев не торопиться с конкретными датами: "Что касается сроков пребывания военных баз - все зависит от ситуации в Афганистане. Вот там пройдут парламентские выборы. Тогда станет ясно, сколько времени американские военные базы еще пробудут в Киргизии - еще полгода, год".