Их обвиняют в незаконном пребывании в Эстонии. Эти решения Таллина странным образом совпали с отказом Москвы подписать договор о границе между нашими странами. И угрозами руководства республики заблокировать договор об упрощении визового режима между Россией и Евросоюзом.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в эстонском министерстве внутренних дел, военным пенсионерам, членам их семей предписано покинуть территорию Эстонии. Ровно две недели назад на основании решения окружного суда из страны был выслан российский военный пенсионер Николай Брагин.
"Большая часть российских военных пенсионеров, живущих в Эстонии, до сих пор находились под защитой соглашения, заключенного между Москвой и Таллином в июле 1994 года. Этот договор гарантировал им получение вида на жительство. Однако лица, вышедшие в отставку после заключения этого соглашения, таких привилегий не получили, и вид на жительство им дают в виде исключения", - объяснил корреспонденту "РГ" адвокат пенсионеров Андрей Арюпин.
Бывшие военнослужащие Советской армии, которым сегодня угрожает депортация, участвовали в специальной программе, в основе которой лежало американо-российское соглашение, заключенное в середине 90-х годов. Согласно этому документу они согласились покинуть Эстонию в обмен на получение жилья в России. Но в итоге военнослужащие в Россию так и не уехали.
Так, Брагин еще в 1994 году был предупрежден о том, что должен покинуть Эстонию, так как получил двухкомнатную квартиру в Твери по условиям российско-американской программы. Причем, как говорят в МВД Эстонии, вид на жительство военному пенсионеру Таллин неоднократно продлевал в связи с плохим состоянием здоровья Брагина. Но 23 августа полицейские отвезли Брагина на эстонско-российскую границу, где передали его российским пограничникам.
Кстати
В 1999 году Эстония приняла поправки к закону об иностранцах, которые запрещают выдачу вида на жительство лицу, ранее получившему материальную помощь для отъезда из Эстонии. Эти поправки затронули около ста семей, которые участвовали в "американской" программе и не были учтены российско-эстонским соглашением 1994 года.