10.09.2005 03:00
Экономика

Минэкономразвития борется с ценами на бензин

Аппетиты нефтяников укротит налоговый инспектор
Текст:  Игорь Велетминский Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3871)
Читать на сайте RG.RU

Там представители ключевых ведомств и нефтяных компаний обсуждали планы реформы налогообложения отрасли, причем с одним-единственным прицелом: сделать так, чтобы налоги заставили производителей топлива взвинчивать внутренние цены на бензин.

Ситуация с бензиновыми ценами, конечно, не критична, но весьма тревожная. Достаточно напомнить, что с августа прошлого года они поднялись на 17 процентов, а с января 2005 года - на 7 процентов. В начале сентября особенно неприятно поразили ценники автомобилистов Уфы, Тюменской и Новосибирской областей, Петербурга, Москвы и Тулы. В Хакасии к зиме ожидается, что бензин поднимется до 25 рублей - это против сегодняшних 16 рублей 70 копеек. А уж коли растут цены на топливо, то дорожают билеты на автобусы и вообще на все перевозки автотранспортом. Значит, логично ожидать, что следом за ними подтянутся и цены на все потребительские товары.

О том, что бензиновую лихорадку пора лечить радикальными методами, говорят давно. Вчера депутаты предложили правительству решить эту проблему административным давлением на рынок, то есть предлагали ввести ограничения на рост цен. Но в таком случае, предупреждают специалисты, Россия получит украинский эффект, где уже попытались действовать таким способом. В стране сначала возник дефицит бензина, а потом цены резко поползли вверх. Все дело в том, что продавцов бензина заставляют поднимать расценки растущие оптовые цены на нефть, которая реализуется внутри страны. Сегодня они достигли беспрецедентных размахов - 9 тысяч рублей за тонну. И виной тому - российская система налогообложения нефтянки. В формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который платится со всей добытой нефти, заложена мировая цена на нефть. И когда она повышается, растет и налог.

Естественно, нефтяники начинают "отбивать" эти расходы повышенной ценой на нефть, реализуемой внутри страны. А дальше - начинается цепная реакция подорожания, которая добирается в конце концов до автозаправок. Именно поэтому специалисты настаивают, что укоротить бензиновые цены может только новая налоговая политика по отношению к нефтянке.

Инвестиции Энергетика Минэкономразвития