13.09.2005 04:30
Общество

Андрей Фурсенко - за конкуренцию между школами

Министр Фурсенко обещает школам хорошую жизнь
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3872)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Андрей Александрович, ответьте на самый главный для всех педагогов вопрос: будут они когда-нибудь получать достойную зарплату?

Андрей Фурсенко | Как вы знаете, президент поставил задачу: в течение ближайших трех лет увеличить зарплаты в бюджетной сфере, в том числе и учителям, в полтора раза. Это тот минимум, который к 2008 году берется обеспечить минобрнауки. Но так как сейчас школы находятся в ведении регионов, то в некоторых из них зарплата за счет местных надбавок может потянуть на значительно большие суммы. С другой стороны, если регион бедный и не сможет достичь даже минимальной планки, то федеральный бюджет ему поможет.

Очень важно, чтобы в школу приходили молодые учителя. В частности, для этого в ближайшее время будет установлена особая ежемесячная надбавка за классное руководство. Сейчас классные руководители, в том числе и преподаватели начальных классов, получают от 10 до 25 процентов от основной зарплаты, что составляет от 500 до 900 рублей. Эта сумма будет увеличена на тысячу рублей.

РГ | Планы министерства перейти на нормативное финансирование школ вызывают немало споров и сомнений. Что вы можете ответить оппонентам?

Фурсенко | Сегодня, как знаете, образовательные учреждения финансируются независимо от числа учащихся. Новая схема предполагает, что бюджетные деньги следуют за конкретным учеником из школы в школу. Она уже успешно реализуется в некоторых регионах России - Тюменской, Ярославской областях. Некоторые опасаются, что переход на норматив приведет к стихийному сокращению малокомплектных школ. Ведь на селе, где учатся всего несколько человек, они очень затратные. Но это не значит, что мы в одночасье ликвидируем все пять с лишним тысяч маленьких школ. Просто если рядом стоят две школы, но в одной - 600 человек, а в другой - 30, то объемы финансирования тоже должны разниться.

РГ | А не разовьется ли нездоровая конкуренция между школами, ведь каждой выгодно будет набирать как можно больше учеников?

Фурсенко | А может, это не так и плохо? Известно, что сегодня некоторые директора просто-напросто избавляются от троечников, учителя не хотят заниматься с трудными ребятами. Так давайте не только моральными призывами изменять ситуацию. Нужно и финансовую поддержку оказать. Это лишний стимул учителям работать с полной отдачей со всеми учениками.

РГ | В 2006 году планируется закончить переход на отраслевую систему оплаты труда. Значит, с 2007 года вся страна начнет жить по схеме, когда основная часть зарплаты учителя будет зависеть не от количества проведенных в школе уроков, а от учебного плана, по которому он работает? То есть педагогу уже не придется гоняться за "часами"?

Фурсенко | За 2006 год мы только подготовим все необходимые решения. Мы уходим от единой тарифной сетки, которая сейчас является основой всей бюджетной системы. Считаю, что вместо 14 ныне существующих учительских разрядов нужно оставить 3-4 базовых ставки, учитывая стаж и "классность" педагога. Причем уровень знаний учителя должен подтверждаться на переподготовке. И не раз в пять лет, как сейчас, - этого, на мой взгляд, не хватает, а минимум раз в три года.

Со следующего года системы отраслевой оплаты труда и нормативного финансирования опробуют минимум полтора десятка регионов. С 2007 года эксперимент пойдет по всей стране.

РГ | Президент озвучил важные цифры: теперь каждый год 10 тысяч лучших педагогов страны будут получать по 100 тысяч рублей. Раньше подобную поддержку учителям оказывал только Сорос...

Фурсенко | Мы думали над тем, чтобы сделать больше таких стипендий - 50-60 тысяч, но тогда бы пришлось уменьшать сумму гранта. А вот, на мой взгляд, 3 тысячи долларов - в самый раз. Посудите сами, в месяц получается примерно 8 тысяч рублей - неплохая прибавка к зарплате даже для городского учителя, а уж о деревенских я и не говорю, для них это огромные деньги. Мы очень надеемся, что таким образом сможем поддержать и поднять престиж школьного учителя. Кстати, соросовские стипендии в свое время сыграли важную роль для выявления лидеров.

Кроме учительских грантов, нам дано поручение поощрять и лучшие школы. Грантов будет несколько тысяч, ориентировочная сумма каждого - миллион рублей. Лидеров определим по конкурсам, а их условия нам еще предстоит разработать. Без сомнения, школа заработает свой "плюс", если, скажем, в ней будет создан наблюдательный совет, применяются новые, оригинальные методы обучения.

РГ | Впервые по поручению президента в России появятся государственные гранты для молодых людей - школьников, студентов и аспирантов. Как получить такой грант?

Фурсенко | Грантов будет пять тысяч. В первую очередь это забота о кадровом резерве России. Надо поощрять ярких молодых людей. Шанс получить существенную денежную награду есть у многих - спортсменов, участников школьных олимпиад. По моему мнению, обязательно надо отмечать тех ребят, которые занимаются волонтерством. Слово "тимуровец" сегодня редко звучит, но сама идея помощи, поддержки людей пожилых, больных очень важна не только для них самих, но и для тех, кто эту помощь оказывает.

РГ | Скажите, закончатся ли когда-нибудь эксперименты в образовании?

Фурсенко | Изменения не прекратятся никогда. Жизнь этого требует постоянно. Если мы будем эти изменения проводить "сверху", без всяких экспериментов, то загубим нашу систему образования.

Образование Минобрнауки