С начала года содержание учреждений начального профессионального образования возложено на бюджеты субъектов федерации. Для сохранения существующей учебной системы понадобилось бы 150 миллионов рублей ежегодно. Еще весной 2005 года на одном из заседаний областного правительства было заявлено, что таких средств в казне нет, а комитету образования было предложено самостоятельно поискать выход из сложившейся ситуации. Наиболее простой и "экономически выгодной" мерой стало закрытие одного из местных училищ. в результате возникло явление, невиданное здесь долгие годы: приемные комиссии оставшихся учебных заведений принимали молодежь на конкурсной основе. Обострило ситуацию то, что под нож попали специальности, которые, якобы, считаются невостребованными. например, бухгалтер и секретарь-машинистка.
Все эти события проходят на фоне острейшей нехватки в ЕАО специалистов - выпускников техникумов, колледжей и училищ. По данным, которые получила группа сотрудников института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, специально изучавшая ситуацию на рынке занятости ЕАО, только пять процентов выпускников школ области готовы сегодня идти в рабочие. В то же время более восьмидесяти процентов трудящегося населения - люди именно со среднеспециальным и общим образованием. То есть, по заключению исследователей, в самой основе существования области лежит труд специалистов рабочих профессий. А местные училища вместо того, чтобы увеличивать прием учащихся и повышать престиж рабочих профессий, вынуждены проводить отсев желающих учиться.
В это же время объявления Центра занятости населения пестрят сотнями вакансий, среди которых преобладают именно рабочие специальности. На этом фоне ни родителям, ни потенциальным абитуриентам этого года пока непонятны меры местной власти, закрывающей профессиональные училища. Убедительных аргументов этого события от властей пока не последовало. Хотя не все жители отвергают точку зрения тех, кто решил сократить число учебных заведений в области.
По мнению профессора Биробиджанского университета Виктора Никитенко, существующую систему профессионального образования, несмотря на все сложности, все-таки можно приспособить к реальности. В первую очередь нужно завершить начатую уже инвентаризацию профессий, обучение которым дублируют в разных учебных заведениях.
- Обучение надо доверить тем, - считает Никитенко, - у кого лучшая техническая база, инженерно-преподавательские кадры. Очень важно наладить и трудоустройство выпускников. Сегодня по специальности в ЕАО устраивается только половина из тысячи молодых выпускников. Необходимо активно внедрять систему подготовки специалистов по договорам с работодателями и при хотя бы частичной, а лучше полной компенсации затрат на обучение.
Особое внимание, считает профессор, нужно уделить училищам в районах области, так как учиться в деревне сегодня не хотят даже местные ребята.
К чему приведет сокращение учебных мест в профессиональных училищах?
Светлана Ибрагимова, педагог на пенсии:
- Сокращать легко. Открывать новые учебные места будет труднее. А в том, что это скоро произойдет, можно не сомневаться. Пару лет назад в Биробиджане закрыли педагогическое училище, теперь говорят о нехватке кадров в начальной школе и детских садах ЕАО. Если речь идет о том, что содержание такого количества училищ стало неподъемной ношей для бюджета, значит нужно увеличивать "пропускную" способность оставшихся учебных заведений. Не хватало, чтобы еще и рабочие профессии стали труднодоступными, как высшее образование.
Алексей Федоров, ученик 10-го класса
- Я еще не решил, что делать после школы, но никогда бы не подумал, что будут какие-то трудности при поступлении, например, в местное училище. Значит, народ начнет теперь готовиться сюда, как к поступлению в колледж или институт - аттестат улучшать, характеристику, мозгами шевелить. А если человек только руками может работать? Ведь и такие люди стране нужны. Им-то что делать?
Ольга Семчук, директор профессионального училища:
- Не вижу ничего плохого в том, что в училищах появились конкурсы при поступлении. Наконец-то у приемных комиссий появился выбор, которого они были давно лишены. Теперь можем принять молодого человека, по-настоящему желающего учиться. А того, кто идет к нам с желанием лишь бы куда-то приткнуться на время, сможем отсеять. Во-вторых, это позволит нам поднять престиж учреждений, ведь в последние годы мы наблюдаем неуклонное снижение уровня образованности вчерашних школьников, поступающих в училища. Поэтому конкурс можно расценивать как естественный отбор - поступает сильнейший.