16.09.2005 04:20
Происшествия

Су-27 упал из-за технической усталости металла

В Литве разбился российский истребитель
Текст:  Юрий Гаврилов Владислав Куликов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3876)
Читать на сайте RG.RU

Литовские власти к нарушителю отнеслись серьезно: навстречу немедленно поднялись два истребителя НАТО. Но российский самолет ненадолго задержался в небе чужого государства. Что-то незаладилось, и Су-27 упал на землю в окрестностях деревни Йотишкес Шакяйского района в полусотне километров от Каунаса. Летчик майор Валерий Троянов, к счастью, успел катапультироваться и тут же попал в отнюдь не гостеприимные руки местной полиции.

"Пилот доставлен для опроса в комиссариат полиции Юрбаркского района, - сообщили в министерстве охраны края Литвы. - Российский военный самолет не имел разрешения на влет в воздушное пространство Литвы". Впрочем, российские военные тут же объяснили, что злого умысла у авиаторов не было.

"Данный перелет проходил в рамках учебно-боевого плана 6-й воздушной армии ВВС и ПВО, - объяснил начальник штаба Балтийского флота вице-адмирал Владимир Высоцкий. - Группа самолетов должна была проследовать над Балтийским морем в Калининградскую область с одного из военных аэродромов, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа".

Но в полете у самолета Валерия Троянова скорее всего отказало навигационное оборудование: прицельно-навигационный комплекс.

"Группа самолетов взлетела с аэродрома Лодейное поле под Санкт-Петербургом, - объяснили корреспонденту "РГ" в главном штабе ВВС. - Поскольку страны Балтии закрыли свое воздушное пространство для перелетов наших самолетов в Калининград, полеты проходят над нейтральными водами Балтийского моря. Ориентироваться над морем чрезвычайно сложно. Если на земле есть какие-то ориентиры и летчик может по ним определить свое местоположение, свериться с маршрутом, то над морем он летит только по приборам. И если приборы выходят из строя, то пилот фактически становится слепым".

Так что сбиться с курса может любой летчик, даже самый высококлассный. Да и натовские асы не застрахованы от подобных происшествий. Но вопрос пока остается: почему же истребитель разбился? Ведь существует целая система аварийных сигналов, и летчик мог связаться с ближайшим диспетчерским пунктом, который бы подсказал, как лететь дальше. Что же произошло, почему пилот катапультировался? Версий может быть несколько: от того, что натовские военные пригрозили сбить самолет или стали вынуждать к посадке, до неисправности в самом истребителе. Раз вышла из строя навигационная система, то отказы могли последовать один за другим.

По мнению бывшего главнокомандующего ВВС России Анатолия Корнукова, причиной аварии Су-27 могла стать техническая усталость металла. "Я не думаю, что в случившемся виноват летчик. Скорее всего, проблема заключалась в самом самолете, - сказал Корнуков. - Это хоть и железо, но у него есть свой срок, так как металл испытывает постоянное напряжение, имеется остаточная деформация из-за плотности воздуха и перепадов давления. Проблема в том, что на необходимый промежуточный капитальный ремонт, который требуется для всех самолетов без исключения, никогда не бывает достаточно денег. Но самолеты надо не только ремонтировать, их надо и менять".

Министр обороны РФ Сергей Иванов поручил командующему шестой армии ВВС и ПВО генерал-майору Владимиру Свиридову связаться с литовской стороной и лично вылететь на место падения самолета для проведения разбирательств летного происшествия. Однако на момент, пока номер готовился к печати, литовские власти не дали добро российскому генералу на приезд. Переговоры еще шли, а Владимир Свиридов тем временем прилетел в Калининград.

Судя по всему, никаких разведывательных функций российский истребитель не выполнял и нарушение было непреднамеренным. А то, что самолет не был вооружен, подтверждают и литовские военные. Однако все же сложилось впечатление, что литовские власти чересчур нервно отреагировали на этот небольшой инцидент. Запахло чуть ли не политическим скандалом из, в общем-то, ничего.

Когда готовился материал, летчик был направлен в госпиталь Каунаса. Причем, как сообщается, его неотступно сопровождали полицейские. А в воздухе в районе аварии барражировали два истребителя НАТО, базирующиеся на авиабазе под Шяуляем и выполняющие функции воздушной полиции в небе стран Балтии.

А министр охраны края Литвы Гядиминас Киркилас, касаясь вопроса выдачи России пилота разбившегося истребителя, сообщил, что решение этого вопроса будет зависеть от результатов расследования. "Если пилот признается, что он сознательно сделал это (нарушил воздушное пространство Литвы), то согласно литовским законам он совершил преступление, а если это несчастный случай, то возможно, что он будет скоро отпущен. Но Литва будет держать летчика столько, сколько потребуется для расследования инцидента".

Аварии и катастрофы Армия Литва