Открытие выставки собрало множество народа на Пятой авеню. Перед входом стояли брошенные кем-то грузовики с песком, они послужили своего рода заслоном от жадной до искусства толпы. Прессу и вовсе попросили прийти в музей за три часа до мероприятия. Это было справедливо, поскольку позже к кордонам и множественным металлоискателям выстроилась очередь сплошь из випов. Очевидцы рассказывают, как повезло Владимиру Потанину - бизнесмен проскочил без очереди за своей порцией искусства. Его фонд спонсировал эту выставку.
Поблагодарил он и представителей бизнеса, спонсировавших выставку. Оно обошлось русской стороне в 3 миллиона долларов, американской - в 1 миллион. Любители русского искусства склонны считать, что оно того стоит. Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой даже заявил, что в экспозиции "слишком много шедевров". Далее следовали сравнения выставки с "дайджестом искусства за тысячу лет", "школьным набором, который дает полное представление о русском искусстве" и прочие лестные сравнения.
Предполагается, что до закрытия выставки в январе 2006-го ее посетят все желающие увидеть русское искусство в оригинале. Тут уж не поспоришь, интерес к своеобычному русскому искусству как был, так и остался неизменным. Никакая "холодная война" его не остудила.
комментарий |
галерист:
- Любой отбор всегда персонален. Работы отбирали конкретные люди. Я считаю, что, скорее, кого-то не хватает, чем есть кто-то лишний. И в этом смысле отбор хороший. Можно было расширить современную часть, но ни в коем случае не за счет Шилова и Глазунова, Шемякина и Церетели. Из современных художников там сейчас участвуют Дубосарский и Виноградов, Кошляков, Монро, Кабаков, Тимур Новиков, Комар и Меламид. Я считаю, что кураторы вправе делать тот или иной выбор, даже если он мне не нравится. Несет ответственность за качество именно музей, который все это выставляет. Хорошо, что не попало ни одно чисто местное наше явление изобразительного искусства, попали только те, кто имеет международный статус. Плюс Гелий Коржев как некая знаковая персона соцреализма. А что касается попыток Зураба Церетели и прочих, то хорошо, что у кураторов достало воли не поддаться лоббизму.
Александр Рукавишников,
скульптор:
- Эта сторона нашего искусства меня не интересует. Как говорил мне музыкант Франк Заппа: "Чего вы все за Западом в хвосте плететесь, у вас же свои неплохие корни есть?" Это он говорил по поводу музыки, думаю, что то же можно сказать о живописи. Я не знаю, кто там и что выставлено. Думаю, что опять концептуалисты, которые были придуманы на Западе лет 70 назад, а у нас идут перепевы. Такое искусство для бедных. То, что там называется современным искусством, таким не является. И деньги большие были вложены в том веке в такое искусство. Но пора понять, что век другой.
Борис Жутовский,
художник:
-Я не знаю подробностей, но, думаю, что выбор, как всегда, определялся знакомствами. Сейчас дивное время произвола. На книжной ярмарке, например, была выбрана в лучшие книга про сто лет книжного искусства. Стоит она 17 тысяч рублей. Там нет трех четвертей великих мастеров. Я не знаю, из кого состоит выставка в музее Гуггенхайма, может, она вполне приличная. Но ведь такие вещи делаются гласно и прилюдно.