Если следовать логике этого письма, журналисты должны срочно бежать на шикарные меховые показы и рекламно-хвалебно, лоббируя интересы участников фестиваля, писать, как важно развивать и поддерживать меховую индустрию - производство, торговлю, дизайн. Между тем никто не слышал, чтобы меховой бизнес был в жалком состоянии, идет ли речь о тете Маше, шьющей в городе Карабаново Владимирской области шапки из домашних нутрий и продающей их на местном рынке, или известном дизайнере Ирине Крутиковой, устраивающей в ГМИИ имени Пушкина блистательные гала-показы "Мех и шик". Да и журналисты из гламурных журналов не обходят его хвалебным вниманием.
Меха, как и бриллианты, - вещественная рифма богатства и роскоши. Утверждать, глазом не моргнув, что рынок роскоши нуждается в поддержке и спонсорстве, а меховые бизнесмены - сироты казанские, можно только в логике лисы Алисы и кота Базилио. Или в логике политика, чья жена сходила на фестиваль и получила шубу, стоящую, как автомобиль, в подарок.
Видимо, для того чтобы просьба не прозвучала совсем уж прохиндиадно, в письме добавлено, что в рамках фестиваля пройдет благотворительная акция "Меховщики России и зарубежных стран - российским детям", состоящая из благотворительного ужина и показа детских моделей, с последующей передачей более 500 изделий коллекций в детские дома. В России cегодня 870 тысяч сирот, около 500 тысяч находятся в интернатных учреждениях на полном государственном обеспечении, так что помощь 500 из них - это не социальный проект по спасению детдомов от мехового дефицита, а скорее всего рекламная акция на почве благотворительности. Но страна, уже 13 лет живущая в рынке, выучила, что благотворительность в рамках бизнеса почти всегда экономически выгодна для него. Авторы западных экономических бестселлеров научили нас тому, что бесплатных обедов не бывает.
Однако микронная по своему удельному весу благотворительность сегодня все чаще становится пробивным аргументом саморекламы всевозможных фондов: ах, вы не хотите написать о нашем фонде, помогающем сиротам, значит, вам плевать на бедных сирот.
Да, мир действительно в конце двадцатого века изобрел достойное занятие для богатых бездельников, и особенно одуревших от хождения по салонам красоты богатых жен, - заниматься благотворительностью и опекать инвалидов и сирот. Последнее прочно введено в гражданскую моду на Западе, а некоторые звезды экрана, эстрады и политики делают это до слез трогательно. Чего стоит запечатленное телехроникой трепетное человеческое отношение покойной принцессы Дианы к африканскому мальчику, искалеченному противопехотной миной. Как она могла присесть рядом, поговорить, повернуться, прикоснуться, какой это был безупречный по стилю человеческий жест. Но при этом она все-таки никого не просила о спонсорской поддержке этого жеста.