Российская газета | В чем феномен долголетия ансамбля, приближающегося к своему 80-летнему рубежу?
Кадинов | Никто не знал, как разовьется жанр армейской песни, когда ансамбль создавался в 1928 году. Но сила его оказалась в том, что было выбрано неожиданное и верное направление - армейская и народная песня, русская классика. Это фундамент, заложенный Александровыми, и мы от него не отходим. Я работаю в коллективе с 1954 года и могу сказать, что Борис Александров был абсолютным фанатом армейской песни и чрезвычайно скрупулезным в своей профессии. Он требовал такой невероятной отдачи от артистов, что однажды, в 60-е годы, советский посол Виноградов после гастролей нашего ансамбля во Франции сказал: "То, что может сделать один концерт ансамбля Александрова, сто дипломатов за год не сделают".
РГ | Оркестр ансамбля имеет уникальный состав: сочетание духовой группы и народных струнных инструментов. Говорят, это было желание Сталина, чтобы песни исполнялись под балалайку?
Кириллов | Точно об этом никто сказать не может, но такая легенда существует. У нас действительно уникальная инструментальная группа: не скрипки и виолончели, а домры и балалайки. Аналогов этому нет. В музыке это единичный случай. И он себя оправдал.
РГ | Как ансамбль планирует отметить 100-летие Бориса Александрова?
Малев | У нас целый комплекс мероприятий: юбилейный концерт в Доме музыки, затем последуют концерты по городам и гарнизонам Дальнего Востока, Урала, Сибири. Министерство обороны выделило для этих целей специальный самолет. 25 октября дадим концерт в Большом зале консерватории, а 7 октября откроется новый Александровский концертный зал, который по своей акустике и техническому оснащению станет одним из лучших залов Москвы.
Кириллов | Министерство обороны помогло нам отремонтировать старое историческое здание XIX века, где прежде находился Дом офицеров Академии Фрунзе. Это легендарное место, Земледельческая улица, д. 20, недалеко от Смоленской площади. Говорят, что когда-то рядом здесь были конюшни Дениса Давыдова. После завершения грандиозной реконструкции мы будем готовить в Александровском зале новые творческие проекты и не исключаем никакого варианта творческого союза. Мы уже пели с Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Мирей Матье, Карелом Готтом. Нам интересно все, что имеет отношение к настоящему творчеству.
РГ | Как сейчас воспринимают выступления ансамбля современные слушатели, кто приходит на ваши концерты за рубежом?
Малев | У нас только в этом сезоне было 14 гастрольных маршрутов: Лондон, Польша, Франция, Вашингтон и Нью-Йорк, где мы пели на месте террористического акта a capella "Радуйся, дева Мария". Выступали в С.-Петербурге, Калуге, Пскове, Смоленске, Калининграде, Молдавии. И везде чувствуем огромный интерес к России. Везде наши выступления вызывают восторг. А нам всегда хочется выступить так, чтобы сказали: если так поет и танцует российская армия, то какая же это прекрасная страна!
Коробко | Мы всегда исполняем наш "золотой фонд": песни времен Отечественной войны, народный репертуар. Обязательно поем русскую и зарубежную классику, духовную музыку. Недавно записали диск с финской рок-группой "Ленинградские ковбои". Но самое интересное, что на Западе от нас ждут именно наших, "александровских" песен: "Священная война", "Полюшко-поле", "Калинка", "Вдоль по Питерской". Все эти произведения воспринимаются на ура! Стоя. В зал приходит много молодежи. Это даже нас удивляет.
Малев | В прошлом году мы выступали в Ватикане по приглашению Папы. Когда мы вынесли в зал флаги России и нашего ансамбля, 7000 зрителей, среди которых были 28 кардиналов, аплодировали нам стоя. Одна из газет потом написала: "Только в кошмарном сне могло такое присниться, чтобы в Ватикане вынесли российские флаги и им аплодировали". А когда мы спели "Соловьев", Папа поднял обе руки и скандировал: "Браво, Россия, браво, армия!"