20.09.2005 01:30
Культура

Ансамблю Александрова - скоро 80 лет

Концерты под парадным портретом Бориса Александрова
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3878)
Читать на сайте RG.RU

Пляшущие и поющие солдаты или, как их называли, "военные соловьи" производили фурор, восхищая публику своим чеканным, словно маршевый шаг на плацу, мастерством ансамбля и бодрым оптимизмом безоружных армейских песен. Мир умилялся сокровенному образу армии Советов, смачно распевающей залихватскую "Смуглянку" или рафинированно-ласковую "Ах, ты, душечка". "Полюшко-поле", "Песня про Щорса", "По долинам и по взгорьям", "Священная война", "Подмосковные вечера", "День победы" - песенные раритеты, не уступавшие по популярности музыке Миллера или румбе. Во всяком случае, рязанскую песню "Калинка", раскрутившую когда-то знаменитый бис фигурной пары Родниной и Зайцева, недавно распевали дружным хором участники и члены жюри Международного органного фестиваля, приехавшие в Калининград из разных частей света - Японии, Европы, Америки. Феномен "александровцев" неповторим, хотя сегодня по их примеру поют и пляшут не только в российских гарнизонах, но и в иностранных армиях мира. Но "краснознаменцы" остаются живыми классиками жанра, созданного и отшлифованного династией Александровых, руководившей ансамблем 60 лет. "Мундир" российской армейской песни был скроен так ладно потому, что и отец, и сын Александровы были оба композиторы, выпускники Московской консерватории, знатоки народной и классической музыки. Сегодня, когда ансамбль вступил в пору солидных юбилеев - 100 лет со дня рождения Бориса Александрова, предстоящее собственное 80-летие, - биография творцов нового жанра очистилась от запретов, и оказалось, что советские генералы-музыканты пели в молодости в храме Христа Спасителя и до конца жизни хранили в своих домашних библиотеках партитуры духовных сочинений. Так что не случайно Краснознаменный ансамбль песни и пляски поет теперь литургический репертуар и был приглашен в прошлом году с концертом в Ватикан самим Римским Папой. Нынешний ансамбль вновь, после долгих лет общественного невнимания, опять находится на подъеме, разъезжая по дальним гарнизонам и "горячим точкам" планеты, выступает за рубежом и в концертных залах России, внушая оптимизм и бодрость державного духа слушателям разных стран мира. В день юбилейного концерта, посвященного 100-летию Бориса Александрова, новые руководители коллектива - начальник ансамбля полковник Леонид Малев, художественный руководитель и главный дирижер Вячеслав Коробко, дирижер оркестра капитан 2 ранга Николай Кириллов и главный администратор Виктор Кадинов ответили на вопросы "РГ".

Российская газета | В чем феномен долголетия ансамбля, приближающегося к своему 80-летнему рубежу?

Кадинов | Никто не знал, как разовьется жанр армейской песни, когда ансамбль создавался в 1928 году. Но сила его оказалась в том, что было выбрано неожиданное и верное направление - армейская и народная песня, русская классика. Это фундамент, заложенный Александровыми, и мы от него не отходим. Я работаю в коллективе с 1954 года и могу сказать, что Борис Александров был абсолютным фанатом армейской песни и чрезвычайно скрупулезным в своей профессии. Он требовал такой невероятной отдачи от артистов, что однажды, в 60-е годы, советский посол Виноградов после гастролей нашего ансамбля во Франции сказал: "То, что может сделать один концерт ансамбля Александрова, сто дипломатов за год не сделают".

РГ | Оркестр ансамбля имеет уникальный состав: сочетание духовой группы и народных струнных инструментов. Говорят, это было желание Сталина, чтобы песни исполнялись под балалайку?

Кириллов | Точно об этом никто сказать не может, но такая легенда существует. У нас действительно уникальная инструментальная группа: не скрипки и виолончели, а домры и балалайки. Аналогов этому нет. В музыке это единичный случай. И он себя оправдал.

РГ | Как ансамбль планирует отметить 100-летие Бориса Александрова?

Малев | У нас целый комплекс мероприятий: юбилейный концерт в Доме музыки, затем последуют концерты по городам и гарнизонам Дальнего Востока, Урала, Сибири. Министерство обороны выделило для этих целей специальный самолет. 25 октября дадим концерт в Большом зале консерватории, а 7 октября откроется новый Александровский концертный зал, который по своей акустике и техническому оснащению станет одним из лучших залов Москвы.

Кириллов | Министерство обороны помогло нам отремонтировать старое историческое здание XIX века, где прежде находился Дом офицеров Академии Фрунзе. Это легендарное место, Земледельческая улица, д. 20, недалеко от Смоленской площади. Говорят, что когда-то рядом здесь были конюшни Дениса Давыдова. После завершения грандиозной реконструкции мы будем готовить в Александровском зале новые творческие проекты и не исключаем никакого варианта творческого союза. Мы уже пели с Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Мирей Матье, Карелом Готтом. Нам интересно все, что имеет отношение к настоящему творчеству.

РГ | Как сейчас воспринимают выступления ансамбля современные слушатели, кто приходит на ваши концерты за рубежом?

Малев | У нас только в этом сезоне было 14 гастрольных маршрутов: Лондон, Польша, Франция, Вашингтон и Нью-Йорк, где мы пели на месте террористического акта a capella "Радуйся, дева Мария". Выступали в С.-Петербурге, Калуге, Пскове, Смоленске, Калининграде, Молдавии. И везде чувствуем огромный интерес к России. Везде наши выступления вызывают восторг. А нам всегда хочется выступить так, чтобы сказали: если так поет и танцует российская армия, то какая же это прекрасная страна!

Коробко | Мы всегда исполняем наш "золотой фонд": песни времен Отечественной войны, народный репертуар. Обязательно поем русскую и зарубежную классику, духовную музыку. Недавно записали диск с финской рок-группой "Ленинградские ковбои". Но самое интересное, что на Западе от нас ждут именно наших, "александровских" песен: "Священная война", "Полюшко-поле", "Калинка", "Вдоль по Питерской". Все эти произведения воспринимаются на ура! Стоя. В зал приходит много молодежи. Это даже нас удивляет.

Малев | В прошлом году мы выступали в Ватикане по приглашению Папы. Когда мы вынесли в зал флаги России и нашего ансамбля, 7000 зрителей, среди которых были 28 кардиналов, аплодировали нам стоя. Одна из газет потом написала: "Только в кошмарном сне могло такое присниться, чтобы в Ватикане вынесли российские флаги и им аплодировали". А когда мы спели "Соловьев", Папа поднял обе руки и скандировал: "Браво, Россия, браво, армия!"

Музыка