Российская газета | Почему вы, человек, который занимается современными международными проблемами, взялись написать книгу о капитализме во Франции?
Евгений Кожокин | Мы живем при капитализме, хотя и не любим употреблять это слово. У нас много богатых людей, хотя население в большинстве своем страдает от бедности. Поэтому для России "бедный капитализм" - это вопрос выживания, интеллектуальной и моральной ответственности. Важно понять, как от бедности избавлялись другие.
РГ | Но об истории Франции писали многие. Неужели можно найти что-то новое?
Кожокин | В Москве и Санкт-Петербурге хранятся уникальные документы, исключительно редкие издания - газеты, книги, листовки, гравюры. Многие страницы истории Западной Европы ХVIII - XX веков никогда не будут написаны без наших архивов. И речь идет не только об истории международных отношений, но и сугубо внутренней истории.
Так, в бывшем Центральном партийном архиве, а ныне Российском государственном архиве социально-политической истории, хранятся бумаги французских рабочих 40-х годов ХIX века. Уже в ту пору большая часть городских рабочих во Франции отличалась грамотностью, были среди них люди, которые думали не только о своей судьбе, но и о будущем страны. Один из них по имени Пьер Венсар старался рассказать французскому обществу о страданиях и мыслях своих собратьев по труду, описать их быт. С этой целью, говоря современным языком, он провел "полевое исследование".
Конечно, его социология была еще довольно наивной: Венсар составил объемный вопросник и разослал знакомым рабочим с просьбой ответить на него. В ответ он получил большое количество ответов, содержащих очень разнохарактерные описания того, что рабочие считали самым важным в их жизни. Например, парижские сапожники прислали дневник молодого подмастерья, недавно умершего от чахотки. Почти во всех письмах говорилось о том, сколько люди зарабатывали в день, сколько тратили на еду и на одежду, сколько длился рабочий день. Некоторые присылали тексты своих песен и стихов.
В ту пору каждый социальный слой имел свою, особую субкультуру и своих кумиров.
Чтобы лучше ощутить атмосферу того времени, в книге приведены гравюры. Часть из них находилась в хранилище бывшего музея Маркса и Энгельса.
РГ | На страницах вашей книги часто встречается такое понятие, как гражданское общество, в то же время вы пишите о рабочих и буржуазии. Как это соотносится?
Кожокин
Каждая эпоха говорит своим языком. В ХIX веке в Европе все говорили о рабочих и буржуазии. Маркс не был столь оригинален, как нам преподавали в советское время. В то же время гражданское общество и как понятие, и как феномен известны с конца ХVIII века. Это порождение совершенно различных организаций, в том числе организаций рабочего класса. Да и сейчас в России это отнюдь не совокупность неправительственных организаций. Уверен, что наше гражданское общество также невозможно представить без профсоюзов и объединений предпринимателей.