Однако ни те, ни другие в сложившейся ситуации не в состоянии сформировать желанное правительство большинства. Во всяком случае в рамках традиционных коалиций. У союзников ХДС/ХСС - свободных демократов (СвДП) - 9,8 процента. У партнеров социал-демократов - "зеленых" - 8,1 процента. Словом, ни черно-желтая, ни красно-зеленая коалиции при такой арифметике не смогут возглавить кабинет.
Так что придется искать новые варианты. Кстати, выступая сразу после окончания голосования председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг в прямом эфире заявил, что его партия готова создать так называемую "светофорную коалицию" - социал-демократы (красные), зеленые и свободные демократы (желтые). Правда, выступивший следом лидер СвДП Гидо Вестервеллер с порога отверг такой альянс.
Словом, сейчас начинается весьма напряженный этап в жизни "проигравших победителей". Обоим лидерам - и претенденту на канцлерское кресло от христиан Ангела Меркель, и нынешнему канцлеру социал-демократу Герхарду Шредеру предстоят многотрудные переговоры с руководителями "малых" партий, от которых во многом зависит и судьба вновь избранного бундестага. Правда, до сих пор ХДС/ХСС и СДПГ исключали диалог с Левой партией, состоящей из бывших коммунистов и отколовшихся от СДПГ социал-демократов. А между тем эта партия получила 8,7 процента голосов избирателей.
Нельзя исключать и создание в бундестаге так называемой большой коалиции - СДПГ и ХДС/ХСС. Правда, пока христианские лидеры держат этот вариант про запас.
Как они откровенно говорят - на самый крайний случай. В Германии помнят уроки уже существовавшей в 1966-1969 годах подобной большой коалиции во главе с христианским канцлером Куртом Кизингером. Тогда эту коалицию впервые в истории послевоенной ФРГ сменило правительство социал-демократов с канцлером Вилли Брандтом.
Такой конец большой коалиции вряд ли устроит Ангелу Меркель. Тем не менее, судя по высказываниям в ходе воскресной вечерней теледискуссии, она могла бы пойти на большую коалицию при условии, что сама займет пост канцлера. Меркель мотивирует свои амбиции тем, что сейчас ее партия в бундестаге оказалась в большинстве - 225 мандатов против 222 социал-демократов. Аргумент, конечно, весомый, но при нынешнем раскладе сил вряд ли решающий.
Ведь соотношение депутатов в бундестаге в принципе может еще измениться после довыборов в дрезденском избирательном округе 160, где из-за внезапной смерти кандидата от национал-демократической партии голосование было перенесено на 2 октября.
Дрезденцы претендуют на три мандата в бундестаге. И как раз эти три места в нижней палате парламента отделяют социал-демократов от христианских депутатов. Так что все внимание в ближайшие дни переключится на Дрезден.
Но даже в том случае, если эти три дрезденских места не достанутся социал-демократам, Шредер все равно будет настаивать на сохранении канцлерского поста. Он, как и Меркель, готов к большой коалиции только на этом условии. В своей настойчивости глава правительства наверняка учитывает итоги опроса, проведенного в день выборов.
Вопрос был поставлен прямо: кого бы вы хотели видеть канцлером в ближайшие четыре года - Меркель или Шредера? По данным второго немецкого телеканала, за Шредера отдали голоса около 60 процентов немцев. Есть в запасе у Шредера еще один довольно весомый аргумент - расклад сил в бундестаге убедительно показывает, что без участия социал-демократов в Германии никакого правительства не сформировать. Разве что только черно-желто-зеленую коалицию, но эта идея из области фантастики.
Кстати, патовая ситуация, которая сложилась на этих выборах в бундестаг, вынудила немцев вернуться к идее о возможном назначении в будущем прямых выборов канцлера. А пока социал-демократам и христианским партиям придется искать варианты будущей правящей коалиции. Однако в том случае, если ни тем ни другим не удастся сформировать коалиционный кабинет, новые выборы в бундестаг станут неминуемыми.