20.09.2005 01:00
Экономика

Как привлечь инвесторов в регион - решают власти и предприниматели

Капитал оценивает землю, коммуникации, кадры
Текст:  Юрий Звягин (Санкт-Петербург)
Российская Бизнес-газета - : №0 (524)
Читать на сайте RG.RU

Вопросы эти, сегодня одинаково волнующие и власть субъектов Федерации, и предпринимателей, стали предметом отдельного обсуждения на семинаре, организованном Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциацией в Северной столице. Его основными действующими лицами стали Петербург и Ленинградская область.

И разошлись как в море корабли

Дело в том, что эти два соседствующих (а в последнее время все больше соперничающих за внимание инвесторов) региона существенно различаются своими подходами к построению инвестиционной политики. Область одной из первых в стране начала привлекать на свою территорию инвесторов, предоставляя им льготу по налогам на прибыль и имущество в размере 100 процентов суммы, зачисляемой в областной бюджет, на расчетный срок окупаемости плюс два года. И результаты не заставили себя ждать. Ленинградская область стала одной из основных площадок для иностранных капиталовложений в нашей стране.

Петербург долгое время своей инвестполитикой всерьез не занимался. Власти 90-х годов считали, что город на Неве сам по себе, благодаря положению, имиджу, квалифицированным кадрам, должен быть привлекательным для капиталовложений. Однако они почему-то, если и шли, то в развитие порта (да и по этому показателю город явно уступал области с ее Приморском, Усть-Лугой, Высоцком) и строительство гостиниц. В пересчете инвестиций на душу населения Северная столица долгие годы была области не ровня.

Исконные козыри пошли в ход

И вдруг в прошлом году началось! За 2004-2005 годы запущено проектов общей стоимостью 200 миллионов долларов. Подписано договоров еще почти на 500. Это не мелочась, только по крупняку. За семь месяцев 2005 года Петербург по объему инвестиций на душу населения практически догнал область.

Что же случилось? В какой-то степени объяснение этому дал председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации города Владимир Бланк:

- Мы считаем, что при нынешнем состоянии законодательства инвестор, принимая решение, ориентируется в первую очередь не на налоговые льготы (они теперь у всех не слишком-то различаются), а на готовность территории принять на себя новое производство. То есть на ее инженерную разработанность, а также на местоположение и наличие кадров. Тут мы всегда были конкурентоспособны. Власти города решили основное внимание уделить подготовке земли для инвесторов. В первую очередь мы пошли на тройное снижение выкупной стоимости земельных участков. Было принято решение об установлении для приоритетных зон промышленной застройки (Шушары, Конная Лахта, Металлострой, Юго-Западная) минимальной ставки земельного налога - 8 рублей 10 копеек за квадратный метр. При переходе на кадастровую оценку земли мы собираемся установить для 370 кадастровых кварталов, занятых промышленными зонами и промышленными предприятиями, кадастровую стоимость на 40 процентов ниже средней. Все это делает землю на окраинах города (а только там и есть свободное место для размещения новых предприятий) конкурентоспособной по цене с Ленинградской областью.

Городские власти приняли целый ряд программ по инженерной подготовке территорий. Практически на это в ближайшие годы будет направлено до трети бюджета. Только на 2005 год было выделено на эти цели из городского бюджета 300 миллионов рублей. И первый результат уже получен. В промзоне Найдорф, инженерная подготовка которой осуществлялась в рамках реализации городской программы, началось строительство крупного завода по производству бытовой техники.

А когда инвестор видит, что есть недорогая земля, насыщенная коммуникациями, имеющая подъездные дороги, а неподалеку можно набрать подготовленные кадры, то выбор его очевиден.

Безусловно, Бланк назвал не все факторы, способствующие росту инвестиций в Петербурге (не последнюю роль играет и так называемый административный ресурс, которого сейчас у города на Неве больше, чем у кого бы то ни было). Но факт остается фактом: если в 2004 году было некоторое падение инвестиций в основной капитал, то в этом - наблюдается почти двойной рост.

От души писано

И это при том что городской закон "О налоговых льготах", по общему признанию, уступает аналогичному областному. Петербург предоставляет всего 2-4 процента льгот с налога на прибыль (в зависимости от размеров инвестиций) и 1,1 процента - по налогу на имущество. Область дает льготу на 4 процента налога от общей суммы прибыли и 2,2 процента налога на имущество. Кроме того, принятый 16 июня 2005 года Закон "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность" предусматривает, что на остальную часть прибыли (правда, не всей, а только полученной в результате осуществления инвестпроекта) областные власти дают субвенции в размере, соответствующем объемам налога, зачисляемого в областной бюджет. То есть фактически общие размеры льгот могут быть даже больше, чем при прежней системе льготирования (раньше в зачет шла только прибыль, полученная от инвестпроекта). Сохранили областные законодатели и большие сроки действия льгот. К тому же областной закон, по словам начальника отдела Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Александра Блискина, лучше проработан и не оставляет сомнений в том, кому льготы положены, а кому нет.

В то же время областной закон об инвестициях, подчеркнула главный налоговый инспектор Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Елена Малахова, оставляет непроясненными целый ряд важных моментов. Так, по-прежнему не определены категории налогоплательщиков, претендующих на пониженные ставки налога на прибыль. "Мы до сих пор не знаем, кто может применять льготы", - заметила Малахова. Крайне неудачна формулировка закона, предоставляющая право на применение пониженной ставки только тем организациям, которые осуществляют деятельность на территории Санкт-Петербурга. "Непонятно, как быть с перевозчиками, которые зарегистрированы у нас, но работают не только в пределах города", - отметила инспектор. Недостаточно четко закон регулирует порядок утраты льгот. Не устраивает налоговиков и определение понятия вложений, от размера которых зависит льготная ставка налога для инвесторов. Не до конца прописан механизм расчета сумм этих вложений. Указывая на все эти недостатки, главный налоговый инспектор Управления по Санкт-Петербургу предупредила, что трактовать закон расширительно налоговики не могут, все несовершенные нормы будут толковаться буквально, что может привести к ущемлению прав инвесторов.

Налоговики правят - капиталы ждут

"С формальной точки зрения, областное инвестиционное законодательство более приемлемо для инвесторов, чем городское", - считает руководитель отдела налогообложения одной из крупных консалтинговых компаний Дмитрий Бабинер. Но... по результатам семи месяцев 2005 года в области наблюдается спад объемов инвестиций на 15 процентов. Вице-губернатор Григорий Двас объясняет это тем, что до июля 2005 года процесс работы с инвесторами был парализован из-за длительного судебного разбирательства относительно соответствия областного закона об инвестиционных льготах федеральному законодательству. Напомним, что после вступления в силу 25-й статьи Налогового кодекса, ограничивающей право субъектов Федерации на предоставление льгот по налогу на прибыль 4 процентами от общей суммы, областные власти вынуждены были вносить коррективы. При этом старый закон о поддержке инвесторов гласил, что правительство области несет обязательство в случае изменения федерального законодательства (что и произошло) сохранить для инвесторов общую сумму предоставляемых льгот. Пришлось вместо налоговых послаблений вводить субвенции из областного бюджета, "поскольку последние, - говорит Григорий Двас, - платятся на основании не Налогового, а Бюджетного кодекса и их размеры мы можем определять сами". Однако новые документы были опротестованы прокуратурой. Основанием послужило то, что областные законодатели по старинке предоставляли льготы только с прибыли, произведенной в рамках инвестпроекта, а Налоговый кодекс требовал учитывать всю прибыль. Пока шли судебные разбирательства, пока закон редактировали, - капитал ждал. Процесс заключения инвестиционных договоров, по словам Григория Дваса, возобновился лишь в июле.

Но эксперты отмечают и другую причину ослабления интереса к области. Это необходимость каждый год по-новому согласовывать размеры субвенций. Они должны быть прописаны в областном бюджете на очередной год. Григорий Двас проинформировал, что на 2006 год под субвенции заложено 1,2 миллиарда рублей. Но, как отметили участники семинара в Петербурге, за ними пока никто не обращался. Предприниматели не очень верят в реальность получения средств из бюджета, а не прямых налоговых льгот.

Таким образом, плюсы областной политики льготирования постепенно сходят на нет. И на первый план выступают минусы: отдаленность, отсутствие коммуникаций, проблемы с кадрами. Как раз то, о чем говорил Владимир Бланк.

Дело, возможно, обстояло бы по-другому, если бы не знаменитый уже законодательный конфликт между статьей 25 Налогового кодекса и статьей 3 Федерального закона N 163-ФЗ. Даже представители налоговой службы признают, что последняя ухудшила положение инвесторов, заключивших свои соглашения до появления нового федерального закона. По идее, они должны были сохранить все льготы до истечения срока действия старых инвестиционных договоров. Закон все-таки не должен иметь обратной силы. Однако сто шестьдесят третий закон никто пока исправлять не собирается. А потому налоговым органам не остается ничего иного, как его выполнять.

Малый бизнес Инвестиции Ленинградская область Санкт-Петербург Северо-Запад