20.09.2005 01:00
Культура

"Сундук предков" Нурбека Эгена с участием французской звезды Наташи Ренье

Как Наташа Ренье заговорила по-киргизски
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3878)
Читать на сайте RG.RU

Картина о том, как цивилизация противостоит многовековой традиции, снималась в горах и на берегу озера Иссык-Куль. С дикими табунами, чуть не растоптавшими три с половиной тонны техники, специально (так как "Кыргызфильм" стоял) привезенной в Киргизию из Москвы. С красотами Иссык-Куля, колоритом маленьких киргизских селений и почти открыточными гламурными видами, которые сами по себе могли сойти и за кульминацию, и за развязку фильма...

Парень из киргизского села, став журналистом, живет в Париже, работает на радио, любит француженку, и в один сложный для него день решает познакомить ее со своей киргизской родней. Но по их традициям смешанные браки ложатся позорным пятном на историю всей семьи, влекут за собой проклятия рода, и потому для него признаться матери с отцом, что он выбрал себе в невесту иностранку, - настоящий подвиг. А его избранница, не понимая чужого языка, думает, что ее уже приняли в семью...

Любовь француженки и киргиза играют Наташа Ренье и Болот Тентимышов. Когда он объясняется с ней по-французски, это красиво. А когда она обещает ему, что будет доить коров, печь лепешки и мыть ему ноги, - звучит угрожающе. Другая на ее месте уже десять раз уехала бы из киргизского аила к себе домой, но она - настоящая француженка. И она борется за свою любовь (здесь ставим тридцать три восклицательных знака).

Финал фильма - любовь важнее традиций. Итог съемок - искусство важнее любого звездного статуса. Наташа Ренье жила в пятизвездочном отеле, ее номер стоил три тысячи долларов в день; два охранника ходили за ней по пятам, провожая ее от гостиницы до площадки, куда она добиралась на бронированной машине. А там секьюрити становились нянями ее трехлетней дочери, которую Наташа Ренье отважилась взять с собой, а французская звезда лежала на земле, кишащей змеями, вместо оговоренных по контракту восьми часов, если надо было, снималась и по двадцать, и по двадцать восемь, и - не роптала! Хотя условия на южном берегу Иссык-Куля мало походили на отель "Риц".

Режиссер фильма Нурбек Эген рассказал "РГ" о "Сундуке предков" и Наташе Ренье в предложенных киргизских обстоятельствах.

Российская газета | Как вам удалось уговорить Наташу Ренье поехать в Киргизию, в глухой сельский район без водопровода и канализации?

Нурбек Эген | Мы послали сценарий, она прочитала, ей очень понравилась история, и она начала думать, как освободить время для съемок. Она видела мой дипломный фильм, который участвовал в официальных программах более сорока фестивалей мира, завоевал двенадцать международных призов, показывался и во Франции. Наташа Ренье его увидела и сказала: да, у этого режиссера я хочу сниматься. Я считаю, это просто везение.

РГ | С ней просто было найти общечеловеческий язык? Зачем эти бронированные лимузины на съемках?

Эген | Такой пункт был оговорен в контракте. Если она и ее дочь выражали желание покататься на осликах, их предварительно проверяли и мыли шампунем. Она не могла есть то, что дают народу. У съемочной группы было одно меню, у нее - другое. Еду ей, конечно, не из Парижа привозили, но готовили для нее отдельно. У нее даже туалет был "персональный", в машине. Не так все просто и весело было, как потом вспоминали. Но ни одной проблемы в работе с актрисой не было.

Когда она с чем-то не соглашалась, я вздыхал: ну, конечно, как мне спорить с актрисой, которая получила за лучшую женскую роль ветвь... Но мы шутили по этому поводу.

РГ | Гонорары у нее были сопоставимые с европейскими?

Эген | Продюсер не смог заплатить ей ту сумму, которую был должен, и она вошла в долю. Наташа сказала, что платить не надо: она согласна получать проценты от проката.

РГ | А где будет идти прокат?

Эген | В Россию фильм сложно продать, потому что он киргизский. А во Франции и Европе его покупают именно по той причине, что он киргизский, - им интересно национальное кино. Так что мы рассчитываем на Европу.

РГ | Как вы преодолевали языковой барьер?

Эген | Наташа Ренье заговорила по-киргизски, а я - по-французски. И если мы общаемся по телефону, в любви друг другу опять же признаемся, я - по-французски, она - по-киргизски.

РГ | И у вас тоже была такая драматическая история в семье?

Эген | Родители не ожидали от меня такого. Но когда познакомились, стали общаться, поняли, что не в национальности дело. Так что сюжет фильма - реальная история. Если бы я был, допустим, трактористом, я бы рассказал пару раз ее своим знакомым и забыл. Но благо я имею честь владеть такой профессией, получился фильм.

Кино и ТВ Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ