21.09.2005 05:00
Происшествия

В Лодейном Поле Троянова ждет путевка в санаторий

Майора Троянова, который отвел падающий Су-27 от литовской деревни, грозятся посадить на два года
Текст:  Татьяна Ромашенкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3879)
Читать на сайте RG.RU

Валерий Троянов успел катапультироваться. И теперь литовские власти считают его главным виновником катастрофы. Жена летчика в субботу улетела в Литву, возможно, ей позволят ненадолго увидеться с мужем. Командование воинской части уже положило Ольге крупную сумму денег на мобильный телефон, чтобы та держала однополчан в курсе, что происходит с их боевым товарищем. Ведь мобильник Валерия Троянова попал в руки литовских властей вместе с черным ящиком и будет отдан лишь после прекращения следствия. Корреспонденты "РГ" успели пообщаться с Ольгой Трояновой за несколько часов до ее отлета в Литву.

Дважды спасавший

По версии российских военных, 36-летний Валерий Троянов, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, летчик первого класса, совершил подвиг, отведя падающий истребитель в сторону от литовской деревни.

- Поняв, что ориентировка потеряна, Троянов доложил об этом в эфир и стал ждать, пока выработается топливо и самолет начнет терять высоту, - рассказывает командир 177-го истребительного полка полковник Олег Олейников. - Спустившись под облака, он увидел жилой поселок. Но катапультировался, лишь убедившись, что самолет падает в чистое поле. Хотя в подобной ситуации летчик имел полное право не ждать, пока закончится топливо, и катапультироваться сразу.

Майор Троянов уже во второй раз спасает от неминуемой гибели мирное население. В 1988 году, будучи курсантом, он катапультировался с учебного самолета Л-39, когда у того заглохли двигатели. Инцидент случился под Грозным. Тогда Валерий Троянов отвел самолет в сторону от нефтеперерабатывающего завода, взрыв которого мог привести к большим жертвам.

Сын за отца

- С тех пор, как Валеру задержали в Литве, он позвонил всего один раз. У мужа был уставший голос. Я поняла, что он находится в гораздо худшем состоянии, чем сообщают по телевидению, - рассказывает Ольга Троянова, укладывая в сумку теплые вещи, которые хочет передать мужу.

Больше всего она хочет накормить супруга любимыми варениками с творогом. Но времени на готовку нет, и Оля торопливо укладывает в пакет четыре килограмма сосисок, ведь после катастрофы Валерий заметно осунулся.

Они познакомились в 1989 году в Чернигове, когда Ольга пришла в гости к брату и увидела его друга - симпатичного курсанта в летной форме. Молодые люди поженились через год.

- В него нельзя было не влюбиться, - продолжает Оля. - Уже тогда он замечательно играл на гитаре и был душой компании. Когда Валера посвятил мне песню, я растаяла и согласилась выйти за него замуж. Его артистические способности передались и детям - они обожают музыку, а сын Володя, ему 13 лет, даже собирался поступать в театральный. Но теперь, узнав о том, что случилось с отцом, решил стать военным. Для начала он хочет пойти в армию простым солдатом, чтобы папа не стыдился за сына, отлынивающего от службы.

Троянов нарушил приметы?

Есть в полку и неполитическая версия происшедшего. Летчики - люди суеверные и верят в приметы. Вполне возможно, что Троянов пренебрег одной из примет, на которые богат истребительный 177-й полк - например, перед полетом не поцеловал Су-27 в "морду". Еще летчики этого полка опасаются рвать цветы с летного поля и фотографироваться накануне вылета. Плохим знаком считается садиться за штурвал нового истребителя, не угостив папиросами руководителя полетами, инструктора и техников.

Наконец существует и третья версия удержания пилота литовскими властями. Благодаря катастрофе страны НАТО получили прямой доступ к секретному оборудованию, находившемуся на борту Су-27. Это прежде всего система опознавания "свой-чужой" и прицельно-навигационные комплексы. Для сохранения секретов две недели назад командование ВМФ России даже рассматривало вариант уничтожения глубинными бомбами другого самолета - Су-33, потерпевшего катастрофу в Атлантике и затонувшего на глубине полутора километров.

В авиаполку, который базируется в Лодейном Поле, доподлинно известно, как развивались события.

Летчики Валерий Троянов и Андрей Левин на истребителях Су-27 должны были совершать тренировочный полет в Калининград вдоль побережья Балтийского моря на расстоянии 150 км друг от друга. В 16.04 Троянов сообщил, что у него отказала навигационная система. В 16.15 он пересек границу Литвы, а в 16.30 были подняты натовские истребители. К тому моменту Троянов уже катапультировался, а Левин совершил посадку на аэродроме в Калининграде.

- Первыми к Троянову подоспели местные жители деревни Йотишкис, - рассказывает Олейников. - Потом приехали полицейские, которые доставили майора сначала в участок, а потом в Юрбаркскую больницу, где выяснилось, что у Валерия - сильный стресс.

Полковник Левин, летевший в паре с Трояновым, до выяснения обстоятельств дела по-прежнему остается в Калининграде. Его жена уже передала Ольге посылку для мужа с домашними пирогами, печеньем и "Беломором".

В части уже все готово к возвращению летчика. Планируется, что сразу после прибытия в Лодейное Поле Троянов с женой и двумя детьми на месяц отправится отдыхать в санаторий в Адлер. Путевки берется оплатить руководство части, потому что подобный отдых летчику первого класса не по карману - зарплата Троянова со всеми надбавками составляет всего 14 тысяч рублей. Командир полка Олег Олейников намерен также ходатайствовать перед командованием о награждении своего летчика орденом, хотя литовские власти и говорят о нарушении правил международных полетов. И грозят ему штрафом в 3500 евро и лишением свободы до двух лет.

   комментарий

Камиль Бекяшев, эксперт по международному праву

Инцидент, произошедший с военным самолетом России на территории Литвы, четко не регулируется международным правом.

В соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации такого рода инциденты должны решаться в ходе двусторонних переговоров. В принципе расследование этого инцидента должно проходить на основе национального законодательства Литвы. Однако в этом случае российские специалисты должны получить статус полноправных членов двусторонней комиссии по выяснению обстоятельств аварии. В противном случае акт о результатах расследования будет иметь характер голословного документа и если Россия не будет согласна с результатами расследования, то она может обратиться в международные судебные учреждения.

С точки зрения международного права, российский летчик оказался в состоянии бедствия. Это та ситуация, когда у летчика не было другого разумного способа спасти свою жизнь и жизнь других людей, как нарушить государственную границу иностранного государства и приземлиться в безопасном месте.

Российское законодательство и европейская конвенция об иммунитете государства 1972 года Совета Европы закрепляют общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции. Поскольку самолет является собственностью России, то он обладает иммунитетом вне зависимости от того, где находится. Государственное имущество пользуется иммунитетом от ареста, конфискации, реквизиции и так далее. Все части самолета должны быть возвращены России, даже если они не представляют никакой материальной ценности.

Если российский летчик действовал в состоянии бедствия, то по решению суда он не может быть разлучен с семьей и лишен свободы. Однако вопреки нормам международного права, Литва применила к нему санкции как к нарушителю государственной границы. Что является недопустимым и противоречит общепризнанной практике.

Подготовила Надежда Сорокина

Аварии и катастрофы Армия