22.09.2005 03:43
Экономика

Депутаты ставят условия перед первым чтением бюджета

Депутаты выдвигают условия перед первым чтением бюджета
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3880)
Читать на сайте RG.RU

Это напоминание вовсе не случайно. Сегодня в нижней палате первое чтение проекта бюджета, и правительству давали понять, что у народных избранников собственная гордость и, прежде чем проголосовать за предложенные правительством основные параметры бюджета, они постараются ее продемонстрировать.

Именно поэтому первое чтение проекта главного финансового документа страны вчера обставлялось разными условиями. Условие первое, предложенное накануне "единороссами" и принятое Советом палаты, - прежде чем заняться бюджетом, обсудить вопрос о ситуации, связанной с высокими ценами на нефтепродукты, и компенсациях повышенных расходов регионов.

Условие второе, выдвинутое фракцией ЛДПР,- до начала сегодняшнего пленарного заседания представить депутатам подробный перечень федеральных целевых программ. На эти цели, по словам Алексея Чернышова, выделяются большие деньги, а депутаты не знают и не могут объяснить избирателям, куда именно эти деньги пойдут, пользуются всякими слухами и беспокоятся, как бы деньги "опять не оказались в швейцарских банках через определенных чиновников".

Коммунисты считали необходимым до первого чтения проекта бюджета договориться, как распорядиться деньгами Стабилизационного фонда.

О бюджете будущего года говорили и на "правительственном часе". Министра транспорта Игоря Левитина, пришедшего на Охотный Ряд, чтобы рассказать о ходе реализации Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" и о мерах по регулированию тарифов на железнодорожном транспорте, спрашивали, не требуются ли на реализацию программы дополнительные бюджетные средства. Но министр был реалистом и объяснял парламентариям, что ежегодно на модернизацию транспортной системы нужно 600 миллиардов рублей, а имеется только 350. Недостающие деньги, по мнению Левитина, можно найти через концессии, а также включая в работу средства Пенсионного фонда, как это делается во всем цивилизованном мире. На программу министр возлагал большие надежды. Уже многое удалось сделать - с начала реализации программы на сети железных дорог введены в эксплуатацию более 200 км новых линий. Введено в эксплуатацию и реконструировано 1400 км федеральных и 8300 км территориальных автомобильных дорог; на 70 миллионов тонн увеличена пропускная способность морских портов. А до 2009 года в России предстоит завершить строительство 12 мостов.

Однако Левитин был самокритичен - из-за плохого качества российских дорог расход горючего у наших транспортников на тридцать процентов больше по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах. По причине плохих дорог в России ежегодно гибнут две тысячи человек. В городах умирают трамваи и троллейбусы. Потеряно судостроение. В морских портах, поделенных на рыбные и торговые, процветает теневой бизнес. Поэтому министр считает необходимым объединять эти порты под началом одного капитана.

Игорь Левитин согласился с депутатами, что 24 тысячи рублей за авиабилет экономкласса от Москвы до Владивостока - слишком много. Но объяснил причину такой дороговизны, которая нарушает связи дальневосточников с Центральной Россией, высокой ценой на авиакеросин. 16 тысяч рублей из 24 тысяч пассажир платит именно за керосин. Кстати, заметил министр, отечественные самолеты требуют гораздо больше керосина, чем зарубежные. "А вы против того, чтобы мы покупали более совершенную технику", - укорил Левитин думцев. И сообщил им, что "запрет на эксплуатацию самолетов Ил-96-300 может быть снят в ближайшее время". "Аэрофлот" и "Красэйр" устранили имеющиеся технические неполадки, а также дополнительно закупили для будущей эксплуатации шесть самолетов Ил", - сказал Левитин. Однако, по его словам, "в ГТК "Россия" экспертная группа обнаружила дополнительные технические недостатки в Ил-96-300".

И все же глава минтранса уверен, что в перспективе Россия сможет выполнять роль транспортного коридора. "Если нам удастся завернуть на нашу территорию мировые транспортные потоки или часть их, это поможет плодотворно преодолеть нашу однобокость и вывести российскую экономику из зависимости от нефтяной конъюнктуры.

Вчера Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении поправки к реформе местного самоуправления. По словам одного из авторов этого предложения, депутата Геннадия Гудкова, законопроект дает возможность российским регионам самим определить дату запуска муниципальной реформы исходя из их собственной на то готовности. Начало реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не меняется - январь 2006 года, а передача полномочий муниципалитетам в зависимости от готовности к этому регионов будет происходить до 1 января 2009 года. Именно тогда, считают Гудков и его коллеги, в регионах будут готовы собственные законы по передаче источников налогообложения с регионального на муниципальный уровень, которые четко структурируют порядок перераспределения собственности, земли и ответственности за социальные учреждения между уровнями власти.

Федеральный бюджет Минтранс Госдума