- Как вы оцениваете итоги Первого белорусско-российского экономического форума в Минске с точки зрения формирования союзной экономики?
- На форуме Россию представляли 860 участников из 22 регионов. С белорусской стороны в форуме приняли участие около 2 тысяч человек. В рамках форума прошли многочисленные конференции, семинары, "круглые столы" и ряд других мероприятий. Официальные итоги форума в ближайшее время будут подведены его Организационным комитетом. Надеюсь, они помогут решить многие вопросы в наших экономических взаимоотношениях.
- Какие, по вашему мнению, проблемы в экономике Союзного государства наиболее актуальны сегодня? Что, в частности, предлагается российской стороной для их решения?
- Сегодня мы видим некоторое снижение российско-белорусского товарооборота: по мнению российской стороны, оно явилось не только следствием адаптации российских и белорусских партнеров ко взиманию косвенных налогов по принципу страны назначения. Существенно воздействуют ограничительные меры во взаимной торговле. По мнению российской стороны, Беларусь применяет неоправданно широкий спектр таких мер. Их целесообразно отменить, ибо Россия будет вынуждена принять аналогичные меры в отношении белорусских товаров.
Представляется также актуальным подписание Соглашения об урегулировании отношений собственности Союзного государства. За годы его строительства, в ходе реализации совместных проектов и программ сформировалась союзная собственность (объекты военно-технического сотрудничества, правоохранительной, таможенной инфраструктуры, промышленности, энергетики и транспорта и т.п.), оцениваемая в 4,5 млрд. российских рублей. Для ее оформления требуется специальное Соглашение, регулирующее возникающие в этой связи взаимоотношения. На состоявшемся 6 сентября в Минске заседании Совета Министров Союзного государства принято решение о подписании упомянутого Соглашения на намеченном в ноябре заседании Высшего Государственного Совета.
- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы повысить эффективность прямых связей между регионами, отраслями и предприятиями наших стран?
- Наиболее успешным направлением российско-белорусской интеграции в последние годы стали региональные связи. Вместе с тем в экономическом сотрудничестве России и Беларуси появилось несколько важных тенденций. Прежде всего активнее стала развиваться кооперация субъектов хозяйствования двух стран независимо от форм собственности. Прошедший год показал: весьма эффективно могут сотрудничать отдельные российские и белорусские государственные предприятия. Вдобавок наши страны также вышли на формирование крупных рыночных финансово-экономических структур: в частности, начинается создание союзной автомобильной корпорации заводами КамАЗ и МАЗ.
Дорабатывается проект по формированию агропромышленной компании - по производству мяса птицы, свинины, говядины и молочных продуктов.
В настоящее время работают 12 двусторонних советов и комиссий по сотрудничеству между Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов России (Калининградской, Ленинградской, Ростовской, Московской, Брянской, Ивановской, Курской областей, республик Саха (Якутия) и Чувашии, Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края). Кроме того, действует около 200 двусторонних соглашений между субъектами РФ и органами государственной власти Беларуси. Всего же из 89 регионов России более 80 ныне поддерживают взаимовыгодные торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с Беларусью.
В Беларуси работают 8 представительств администраций российских регионов: Дагестана, Ингушетии, Алтайского, Краснодарского краев, Калининградской, Нижегородской, Читинской и Ярославской областей. Продолжается работа по организации в Беларуси представительств Татарстана, Чувашии и Мурманской области.
Для повышения эффективности прямых связей между регионами, отраслями и предприятиями обеих стран представляется целесообразным в первую очередь: максимально способствовать качественной подготовке и эффективному проведению различного уровня визитов делегаций Российской Федерации в Республику Беларусь, двусторонних и многосторонних деловых встреч, заседаний, переговоров и других мероприятий; установить стабильные взаимоотношения с Белорусской торгово-промышленной палатой и ее отделениями в сфере организации и проведении ежегодно Дней делового сотрудничества между регионами Российской Федерации и областями Республики Беларусь; расширить объем информационного обеспечения российских участников межрегионального сотрудничества, в том числе с использованием Интернета; совершенствовать формы российско-белорусского сотрудничества в сфере выставочно-ярмарочной деятельности; ускорить подготовку юридической базы сотрудничества регионов России с белорусской стороной, включая подготовку двусторонних соглашений о сотрудничестве.
- Россия и Беларусь согласовали совместную программу по Калининградской области. Как она реализуется?
- Сотрудничество Калининградской области с Беларусью осуществляется в рамках Российско-Белорусского Совета по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области с областями, министерствами, органами государственного управления Беларуси. Товарооборот между Калининградской областью и Беларусью к концу года составит 100 млн. долларов. Планируется довести взаимный товарооборот до 200 млн. долларов. Калининградская область поставляет в Беларусь рыбу, мясопродукты, целлюлозу, а приобретает в республике удобрения, лесоматериалы, товары черной металлургии. Калининградская область и Беларусь и дальше намерены расширять сотрудничество, в том числе рассмотреть вопрос о снижении железнодорожного тарифа на перевозку белорусских транзитных грузов в калининградском направлении через территорию Литвы, проработать варианты доставки из калининградских портов в Южную Америку белорусских калийных удобрений в объеме до 1,5 млн. тонн в год морскими судами, которые будут доставлять оттуда в Калининградскую область продукты масличных культур, необходимые России и Беларуси.
- Многие аналитики выступают за согласованные переговоры РФ и Беларуси по вступлению в ВТО. Обоснованна ли, на ваш взгляд, такая точка зрения?
- В соответствии с Соглашением о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, Россия и Беларусь ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации раздельно. Российская сторона поддерживает оперативный контакт с делегацией Республики Беларусь, информируя о результатах переговоров и об особенностях переговорной тактики. Так, в июне российская сторона в очередной раз детально ознакомила делегацию Беларуси с российской переговорной позицией по уровням "связывания" ставок таможенных пошлин, согласованных с членами ВТО. Представителям Беларуси передана вся информация о результатах переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также по системным вопросам, отражающим реальное положение дел на переговорах.
В настоящее время между российскими и белорусскими заинтересованными организациями ведутся переговоры по согласованию Меморандума о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО. Специалисты Национальной академии наук Беларуси считают, что реальной угрозы потери российского рынка после присоединения России к ВТО не существует, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Вступление России в ВТО, по их мнению, может негативно отразиться на белорусской экономике только в том случае, если интервал между вступлением двух стран в ВТО составит более двух лет.