22.09.2005 04:00
Власть

Российский авиапром может вернуться в число лидеров через 10 лет

Министры рассмотрят программу полной реорганизации российского авиапрома
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3880)
Читать на сайте RG.RU

Российский авиапром к 2015 году должен вернуться в стан лидеров на мировом рынке. Столь амбициозный план содержится в стратегии развития авиационной промышленности, разработанной министерством промышленности и энергетики, которую сегодня рассмотрит кабинет министров на своем заседании.

 

 

Борьба за небо с заграничными конкурентами - в основном американским "Боингом" и европейским "Эйрбас" - Россией была вчистую проиграна. Довольствуясь наработками еще советских времен, за последние пятнадцать лет страна подошла к тому, что ее собственные авиакомпании предпочитают приобретать бывшие иностранные машины, уже налетавшие за границей по двенадцать лет. Дальнейшее бездействие, считают в минпромэнерго, может привести к катастрофическим последствиям вплоть до полной потери российского гражданского авиапрома и снижению экспортных доходов от военной авиации.

Сегодня отрасль состоит из почти 300 предприятий, расположенных в 60 регионах страны. Здесь работают без малого полмиллиона человек, а доля сектора в экспорте высокотехнологичной продукции составляет 62 процента. Но при этом в год Россия выпускает всего 30-40 гражданских самолетов, хотя еще относительно недавно это число составляло 300-350. Правда, военный сектор авиапрома все еще уверенно держит значительную долю в мировых поставках самолетов и вертолетов.

Минпромэнерго предлагает провести радикальную реорганизацию всего российского авиастроения, начиная с проведения четкой продуктовой политики и заканчивая полной реорганизацией производственного, конструкторского и научно-исследовательского комплекса отрасли.

Выполнить поставленные задачи возможно только общими усилиями государства и отечественного бизнеса с постепенным углублением российского авиапрома в международную кооперацию. Государство подобную ношу самостоятельно не потянет, отмечается в материалах заседания. Десятилетний план требует значительного финансирования. К тому же оно не обладает ни мотивированными кадрами, ни технологиями управления предпринимательской деятельностью, ни возможностями по привлечению инвестиций.

Создавая частно-государственное партнерство в авиационной промышленности, правительство намеревается отдать часть сектора в корпоративное управление, но при этом разделять и ответственность за работу. Структуру авиапрома в будущем предлагается разделить на пять подотраслей, которые ликвидируют разобщенность авиастроительных комплексов, объединят их программы и ресурсы, а также прекратят практику внутренней конкуренции за рынки сбыта и государственные ресурсы, которую в минпромэнерго, по-видимому, считают пагубной.

Научно-техническая сфера полностью останется в ведении государства. В области же производства авиастроительной продукции будет создана Объединенная авиастроительная корпорация, которая должна сложить все производственные мощности самолетостроения. В двигателестроительной подотрасли останутся одна-две крупные компании, специализирующиеся по типу и мощности двигателей. В приборостроении сохранят две-три крупные корпоративные структуры, решающие комплексные задачи, а также сеть специализированных предприятий по выпуску отдельных приборов и агрегатов. И, наконец, авиационным вооружением займется корпорация "Тактическое ракетное вооружение", которая объединит соответствующие производственные мощности.

За десять лет реализации плана потребуется финансирование в размере 19,5 миллиарда долларов, львиная часть которых поступит из федерального бюджета. На внебюджетные источники возложено всего 5,7 миллиарда долларов. В правительстве не рассчитывают на лавину инвестиций со стороны, потому что российский авиапром в его ныненешем состоянии еще в течение 7-12 лет, то есть фактически всего срока реализации стратегии, будет оставаться высокорискованным и низкорентабельным.

Однако это не помешало заложить в программу трехкратный рост объема продаж гражданской и военной авиатехники. К 2015 году планируется выручить 6,9 миллиарда долларов от ее реализации, в то время как на будущий год намечено всего 2,8 миллиарда. А суммарный объем продаж товаров и услуг по всем предприятиям авиапромышленного комплекса должен вырасти в 2,5 раза: с 6,1 - в 2006 году до 15,4 миллиарда долларов - в 2015-м.

Госуправление Правительство Авиация