В Тбилиси срочно вылетел посол по особым поручениям российского МИД РФ Валерий Кеняйкин. В свою очередь парламент Грузии намерен подготовить проект постановления о выводе российских миротворцев из конфликтных зон Грузии.
Минометный обстрел Цхинвали 20 сентября в день празднования независимости самопровозглашенной республики Южная Осетия привел к обострению обстановки в конфликтной зоне. В эскалации напряженности Саакашвили открыто обвинил Москву, которая на руководящие должности в Южной Осетии назначает этнических русских - граждан России. С подачи определенных сил в России, считает грузинский президент, блокируются все планы Тбилиси по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. "Это не грузино-осетинская проблема, это грузино-российский вопрос", - убежден Саакашвили. Тем не менее он выразил надежду, что Россия все же сыграет конструктивную роль в мирном переговорном процессе. Особенно в условиях, когда к урегулированию ситуации в регионе подключились США.
Что же касается участия российских танков и другой военной техники в цхинвальском параде, то, как утверждает официальный Тбилиси, ее перебросили в Южную Осетию из России по Рокскому тоннелю, который Грузия не контролирует. Тем самым было нарушено соглашение о демилитаризации Цхинвальского региона, гарантом которого остается Москва. Однако Тбилиси отрицает свою причастность к обстрелу южноосетинской столицы.
Проект постановления, в соответствии с которым Россия может быть обвинена в аннексии Абхазии и Южной Осетии, а ее миротворцам укажут на дверь, готовит грузинский парламент. Во всяком случае его спикер Нино Бурджанадзе не исключила, что такой документ может быть принят. Тем временем Южная Осетия заявила о приостановке своего участия в переговорном процессе с Тбилиси по урегулированию ситуации в регионе до тех пор, пока Грузия не извинится за обстрел Цхинвали. Но Саакашвили считает, что извиняться не за что и настаивает на продолжении переговоров без каких-либо предварительных условий. А Бурджанадзе обещала, что Грузия совместно с международным сообществом вынудит Южную Осетию на мирные переговоры, несмотря на возражения президента этой самопровозглашенной республики.
из первых уст |
Глава Южной Осетии Эдуард Кокойты временно приостановил участие официального Цхинвали в переговорах по урегулированию грузино-осетинского конфликта в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК).
Отзыв сопредседателя с южноосетинской стороны Бориса Чочиева произошел сразу после минометного обстрела жилых кварталов Цхинвали. Кокойты также отказался от ранее запланированной встречи с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели.
"Этой встречи, - заявил он, - не произойдет до тех пор, пока нам не передадут террористов, виновных в обстреле мирных граждан".
В интервью корреспонденту "РГ" президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил:
" Резкое обострение ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта спровоцировано Тбилиси. И пока грузинская сторона не извинится за свою провокацию, из-за которой пострадали мирные люди, мы приостанавливаем нашу работу в СКК.
О каком заседании комиссии можно вообще говорить, когда в Тбилиси твердят о мирных намерениях, а затем обстреливают нас из минометов.
Южная Осетия уже обратилась в ОБСЕ, чтобы там дали объективную оценку инцидента. Информацию, что у нас будет проходить праздничный военный парад, мы заранее сообщили Смешанной контрольной комиссии. Заведомо проинформировали и международные организации, что тяжелая военная техника была введена в Цхинвали только в мирных целях, для участия в параде.
Ясно, что наши торжества по случаю 15-летней годовщины независимости оказались не по душе Грузии.
Я категорически отрицаю какую-либо причастность Смешанных сил по поддержанию мира к обстрелу нашей столицы. Тем более российских миротворцев. Также не исключено, что обстрел могли осуществить "лихие ребята" без санкции со стороны Тбилиси.
Однако это говорит о том, что руководство Грузии не контролирует ситуацию на границе.
Похоже, что провал военной авантюры с блицкригом против Южной Осетии в июле-августе прошлого года не стал отрезвляющим уроком для грузинских властей. Они публично заявляют о своем миролюбии перед западной аудиторией, с нами все еще пытаются говорить на языке силы.