24.09.2005 05:50
Власть

Слабость крепкого рубля

Россию призывают списать долги бедным странам и сократить собственные социальные расходы
Текст:  Татьяна Конищева (Вашингтон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3883)
Читать на сайте RG.RU

По определению президента Всемирного банка Пола Вулфовца, сейчас наступил важный момент в истории, связанный с борьбой с бедностью. Он выразил надежду, что страны G-8 возьмут на себя больше обязательств в этом вопросе, подчеркнув при этом, что выгода должна быть обоюдной. То есть мы вам долги, а вы нам экономическую выгоду.

Что касается России, то МВФ готов оказать помощь России, чтобы ее председательство в G-8 в 2006 году было успешным, заявил директор-распорядитель МВФ Родриго Рато: "Председательство в "восьмерке" будет для России прекрасным шансом показать, что она способна на лидерство".

Она также имеет возможность превратиться в глобальную экономическую державу, уверил Р. Рато. И не без пафоса напомнил, что Россия уже играет важную роль в списании долга беднейшим странам. Правда, какие выгоды от этого списания получит сама Россия, кроме заверений в том, что она может претендовать на роль мировой державы и очередной порции советов, как не потратить деньги на социальные расходы, пока неясно.

После споров с думцами в Москве Алексею Кудрину предстоят непростые дискуссии в Вашингтоне о "чрезмерных социальных тратах" российского бюджета с чиновниками МВФ и Всемирного банка, которые считают их серьезной угрозой для бюджета будущего года. А вот в среднесрочной перспективе негативно скажутся отнюдь не падение цен на нефть, а сокращение темпов роста ВВП. По просьбе "РГ" ситуацию прокомментировал глава миссии МВФ в России Пол Томсен.

Российская газета| Г-н Томсен, так какова сегодня перспектива роста экономики России? Об этом сейчас довольно много споров.

Пол Томсен| Факты такие: темпы роста ВВП в первом полугодии составили 5,6 процента, и, скорее всего, такие же цифры можно наблюдать в конце года. В 2006 году рост ВВП составит 5,3 процента, что представляет собой существенное снижение. Происходит это из-за сокращения объема инвестиций и снижения объема экспорта нефти. Вместе с тем темпы потребления поддерживались на высоком уровне благодаря высоким ценам на нефть. Учитывая, что фискальная политика начинает обретать более экспансионистский характер, предполагается, что в дальнейшем темпы роста потребления превысят темпы роста ВВП.

России сложно достичь темпов роста ВВП более 6 процентов без увеличения инфляции. В этой ситуации к концу года она может составить 11,5 процента. Что существенно превышает прогнозы российских экономических ведомств. Мы ожидаем, что продолжится удорожание рубля, причем достаточно быстрыми темпами.

В принципе ситуацию в России можно обобщить тремя основными положениями. Первое: при сохранении высоких цен на нефть в российской экономике, скорее всего, будет ускоренно расти спрос. Второе: потенциал роста в РФ исчерпывается, поскольку в течение семи лет в России наблюдались высокие темпы ВВП при относительно небольших объемах инвестиций. И, наконец, третий фактор - это растущая напряженность между совокупным спросом и совокупным предложением. Что дает основание говорить о более высоком уровне инфляции, в отличие от официальных прогнозов.

РГ| Из МВФ часто слышится недовольство тем, как в России проводится экономическая политика. В связи с чем возникают такие категорические оценки?

Томсен| Те поправки, которые уже приняты в бюджете 2005 года, и те изменения, которые уже внесли в бюджет на 2006 год, изначально предполагают сокращение ВВП на 3,5 процента по сравнению с соответствующим периодом 2005 года при условии сохранения постоянных цен на нефть. Такой рост спроса с учетом уже имеющихся инфляционных давлений и с растущими ценами на нефть будет приводить к более быстрому разгону инфляции.

Мы не испытываем беспокойства от того, что цены на нефть могут упасть ниже 27 долларов за баррель и что снижение цены на нефть приведет к бюджетному дефициту в среднесрочной перспективе. Но озабоченность вызывает ослабление бюджетной политики из-за возобновляемых расходов. Нельзя сегодня поддаться давлению и потратить большую часть нефтяных доходов на выплату зарплат и пенсий, что в конечном итоге может привести к росту дефицита. Поэтому перед правительством стоит задача так использовать доходы от экспорта нефти, чтобы они пошли на поддержку структурных реформ и инвестиций, которые в среднесрочной перспективе приведут к увеличению потенциала роста ВВП.

РГ| И все-таки, зачем откладывать деньги, полученные от нефтяных доходов в таком количестве?

Томсен| Для этого есть две причины. Первая - это инфляция. Вторая - Россия способна более эффективно использовать средства, вырученные от реализации нефти, а именно, на поддержку и проведение структурных реформ. Особенно учитывая то, что сейчас они пробуксовывают.

Сегодня практически по всем направлениям они отстают от того графика, который для себя составило правительство. А в некоторых практически стоят на месте. Высокие цены на нефть могут привести к тому, что правительство перестанет видеть приоритеты в этом направлении. Мы полагаем, что структурные реформы должны быть направлены на улучшение инвестиционного климата. И одной из основных областей являются реформы государственной службы и естественных монополий. Здесь должен работать Всемирный банк совместно с российским правительством. А российские власти знают, что нужно делать. Вопрос - как претворить эти планы в жизнь?

РГ| МВФ критически относится и к политике сдерживания Центробанком курса рубля по отношению к доллару. В чем здесь дело?

Томсен| Что касается кредитно-денежной политики и валютного курса, то неудачные попытки по снижению инфляции обусловлены действиями Центробанка. Его масштабными интервенциями на валютном рынке. Это приводит к значительному увеличению денежного предложения. В монетарной политике для борьбы с инфляцией требуется больше гибкости. Несмотря на то, что действия ЦБ могут в принципе предотвратить номинальное удорожание, однако реального удорожания они остановить не в состоянии. Более высокие темпы роста инфляции как раз демонстрируют реальное удорожание рубля. Если бы Центробанк четко придерживался бы такой политики, то на рынке снижались бы объемы интервенций. Ведь они ведут к выбросу большой денежной массы. В итоге к концу года, по предварительным оценкам, рубль может укрепиться примерно на 10 процентов.

Внешняя политика МВФ