Оптимизация без оптимизма
Три года назад наряду с двумя российскими регионами, Воронежская область стала участником пилотного проекта «Реформа системы образования». Одна из задач проекта, рассчитанного на 2004-2006 годы, как раз и есть оптимизация (или реструктуризация) сети общеобразовательных школ. Что это означает? В области созданы школьные округа с центром в так называемой базовой школе, где концентрируются материальные и кадровые ресурсы, и куда привозят учиться детей из близлежащих сельских школ. Логика нововведения проста: в условиях нехватки бюджетных средств в малочисленных школах нет возможности оборудовать полноценные профильные кабинеты физики, химии, биологии, да и проводить занятия, к примеру, в шестом классе, где сидит один ученик – тоже мало хорошего. А значит, все – квалифицированные кадры, оборудование, детей – целесообразно собрать в одном месте, где и проводить занятия.
Более того, со следующего года в Воронежской области вводится подушевое финансирование учреждений образования. Это означает, что финансироваться будет не школа вообще, а каждый отдельно взятый ученик. По мнению идеологов реформы, это будет более эффективное и справедливое распределение средств: мол, если школа, где рационально распоряжаются финансами, зарекомендует себя как учреждение, дающее качественное образование, то родители будут стремиться отдавать детей именно сюда. Соответственно с увеличением числа учеников будет расти и бюджет учреждения. На выходе предсказывают конкуренцию среди школ на предмет качества предоставления образовательных услуг. Впрочем, подушевое финансирование – палка о двух концах, которая прежде всего ударит по малокомплектным школам.
Реформа воронежского образования совпала с грядущей реформой местного самоуправления: для районных властей, у которых с вступлением в силу 131-го закона полномочий явно прибавляется, а с их финансовым обеспечением пока мало что понятно, оптимизация школ стала одним из способов сократить бюджетные расходы.
Однако в случае с князевской школой реформы столкнулись с по-настоящему труднопреодолимым препятствием – с человеческим фактором.
Убыточный проект
День знаний у жителей Князево наступил недели за две недели до первого сентября: именно тогда им стало известно, что сельскую школу собираются закрывать. Дозвонились районному начальству с ультиматумом: не явитесь к народу с объяснениями – перекроем проходящую неподалеку от села федеральную трассу «Москва-Ростов». В результате в село приехала целая делегация чиновников. Людям сообщили, что их школа – слишком затратная и поэтому ее будут реорганизовывать. Реорганизация заключаются в том, что здесь оставят начальные, с первого по четвертый, классы - около 20 детей. Все остальные ученики будут ездить в школу села Комсомольское, имеющую статус базовой и расположенную в 12 километрах от Князево. Остальные – это восемь учащихся в пятом классе, один – в шестом, шесть – седьмом, пять – в девятом (восьмого – нет вообще), два – в десятом и пять – в одиннадцатом. Итого – 24 ученика-«переселенца».
Что же касается собственно здания школы (добротное, из белого кирпича, 12 лет как отстроенное), то, по словам чиновников, часть помещения будет отдана в аренду под швейный цех, на остальных площадях в будущем планируется разместить сельскую библиотеку и молодежный клуб.
В результате очень эмоционального разговора селяне и представители власти к компромиссу так и не пришли. На собрании жителей, которое чиновники называли родительским, а сами участники – сельским сходом, было решено объявить забастовку. И ученики шести классов вообще не пошли (хотя точнее будет сказать – не поехали) в школу ни первого, ни второго сентября, ни неделю спустя. Тогда строптивых родителей стали навещать сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних: мол, на вас поступило заявление из районного отдела образования. Вы понимаете, что вы несете ответственность за то, что не пускаете детей в школу? Инспекторы объяснили, что если забастовка продолжится, то они вынуждены будут подвергнуть родителей административному штрафу (до тысячи рублей), а если и штраф не возымеет действие, тогда будет рассматриваться вопрос о лишении родительских прав.
Одним словом, взрослые и дети решили временно – до конца первой четверти – прекратить забастовку: все-таки попытаться до 10 ноября отстоять право учиться в своей родной школе.
Тернистый путь к знаниям
Главный аргумент родителей, не желающих отпускать своих детей на учебу в «комсомольскую» школу, – путь к знаниям в прямом смысле слова: федеральная трасса, где стремительным потоком несутся как легковые автомобили, так и огромные фуры. «Представьте, – возмущается Владимир Снытников, – 12 километров дороги повышенной аварийности. А зимой каково там ездить во время гололеда? Двинет какая-нибудь фура автобус – наши дети в обочине окажутся. У моей дочки больной позвоночник: ей много не надо – тряхнуть сильно, и она на всю жизнь инвалидом останется. Да еще добавьте к этому водителя с больным сердцем – как могли ему наших детей доверить? Для нас главное – безопасность ребят, и нам никто не может ее гарантировать».
Кстати, первые два дня поездки детей в школу после окончания забастовки не прибавили родителям спокойствия. «В первый день на четвертом уроке, – рассказывает Вера Стародубцева, – в класс заходит учитель и говорит: приезжие, собирайтесь – вас повезут домой пораньше, так как автобусы нужны на похороны. Это что, нормально?!».
На другой день в переполненном автобусе (туда кроме князевцев «погрузили» ребят, отправлявшихся в детский сад, а также школьников из села Петровка), где некоторым детям пришлось стоять в проходе, одной девочке стало плохо с сердцем – ее отправили в медпункт на попутной машине.
Есть еще одна причина, по которой князевцы выступают против закрытия или реорганизации школы: она им дорога. По словам Любови Аксеновой, селяне слишком ее долго ждали, чтобы спокойно смотреть на происходящее ныне разорение: «Я понимаю, когда закрываются ветхие школы, построенные в позапрошлом веке, но у нас другой случай. Это самая новая школа в районе – ее построили всего 12 лет назад. А в 2003-м году к нам приезжал губернатор Владимир Кулаков – школа ему очень понравилась. Он даже 50 тысяч рублей подарил – на них потом купили мебель и оборудование для мастерской. Школа в Князево – центр притяжения. Все село приходит первого сентября посмотреть, какие наши детки нарядные, как они с цветами идут в школу. В школе проводятся разные мероприятия – и, опять же, люди собираются в актовом зале. Закрыть школу – это значит поставить на селе крест. Потому что семьи, приезжающие сюда жить, по сути дела интересует две вещи: есть ли в селе газ и школа. Газ в декабре прошлого года провели, зато теперь школу закрывают – хотя, по-хорошему, ее надо бы газифицировать. Родители бы на это дело скинулись, спонсоров бы поискали. Мы понимаем, что для 40 учащихся – это слишком большое здание и согласны с тем, что часть его можно сдать в аренду, часть – еще как-то использовать, но нельзя выселять отсюда учеников»
В светлый солнечный день школа без детей выглядит весьма уныло. Особенно внутри – кабинеты открыты и пусты, кое-где даже школьные доски сняли, комнатные цветы – и те завяли. Холодно. Жизнь теплится только в двух кабинетах, где обучаются ученики начальных классов, да в столовой, где они питаются. И этому явлению есть вполне определенное название – малокомплектная школа, у которой, судя по настроению властей, нет будущего.
Прямая речь
Владимир Астанин, глава Рамонского района:
– Считаю, на сегодняшний день проблема разрешена. Дети, как им и положено, каждый день посещают школу. Я понимаю, что для родителей это сложный психологический момент. Князевская школа – не первая малокомплектная школа, подвергшаяся реорганизации, и везде процесс протекал болезненно. Люди почему-то считают, что если не будет школы, то на селе можно поставить крест. Но это далеко не так – нормальное производство в этом смысле значит куда больше. Мы не можем позволить себе содержать школу, рассчитанную на 180 учеников, где нас самом деле учится чуть больше 40. Согласно федеральным стандартам, на каждого ученика положено выделять 13 тысяч рублей в год, а в случае с князевской школой эта сумма – 22 тысячи. Очень дорого обходится отопление – порядка ста тысяч рублей в месяц. А чтобы подвести к школе газ и заменить электрический отопительный котел требуется полтора миллиона рублей. Когда-нибудь мы это сделаем, но не сейчас – в районе существует определенная очередность на газификацию.
Да и в любом случае детям лучше учиться в нормально оборудованных – и не полупустых – классах. Если же говорить о перспективах, то мы на несколько лет вперед просчитали число детей в Князево, которые пойдут в школу, – оно с каждым годом будет только уменьшаться.
Валерий Трещалин, заместитель начальника областного управления образования:
– Проводя оптимизацию сети общеобразовательных школ, мы прежде всего опираемся на рекомендации глав районов – им виднее, как на своей территории проводить реорганизацию. В данном случае районные власти сочли, что не могут финансировать школу – и мы не в состоянии повлиять на это решение. В любом случае прежде, чем предпринимать такой шаг, районная администрация должна была провести экспертизу социальных последствий. Жители села, которых не устраивает реорганизация школы, могут обратиться прокуратуру или решить это спорное дело в суде. Со своей стороны мы договорились с ГИБДД, чтобы на том участке дороги, где будут возить детей, расставили соответствующие знаки.