Закупки Россией мяса в странах СНГ за 8 месяцев этого года снизились почти на 40 процентов - до 30 тысяч тонн, а всего Россия за этот период импортировала около 440 тысяч тонн мяса. В импорте преобладают свинина и продукты ее переработки, что обусловлено продолжающимся падением поголовья свиней и максимум 40%-ной загрузкой мясоперерабатывающих заводов российской свининой. Аналог из дальнего зарубежья преимущественно демпинговый, хотя демпинг этот обусловлен, как недавно подчеркнул в Совете Федерации министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев, "прямым или косвенным субсидированием всех аграрных отраслей и агроэкспорта в развитых странах". Российские же квоты на импорт мяса распределены в большинстве своем по традиционным его поставщикам из зарубежной Европы и Северной Америки, давно сотрудничающим с российскими закупочно-посредническими фирмами.
Например, почти 100 процентов баранины Россия импортирует из дальнего зарубежья, хотя аналогичный товар из Закавказья или Средней Азии почти одинаковый по ценам "заморским". Здесь сказывается практически 100%-ная оплата поставщиками морского фрахта и последующей доставки баранины на перерабатывающие заводы РФ. Транспортные же расходы при перевозках баранины с юга и юго-востока СНГ в Россию зачастую вдвое дороже в сравнении с ее доставкой в Россию из Восточного Средиземноморья или из Новой Зеландии. Вдобавок между РФ и многими странами СНГ до сих пор прервано железнодорожное сообщение.
Между тем во всех странах СНГ доля "заморской" мясопродукции на внутреннем рынке не превышает 20 процентов, в том числе в Белоруссии, Молдавии, Украине - максимум 15 процентов. Тамошние мясоперерабатывающие мощности загружаются преимущественно национальным сырьем, объемы производства которого часто больше объемов спроса. Важный фактор конкурентоспособности "ближнего" мясного сырья - его низкие цены по сравнению со многими российскими аналогами. По имеющимся данным, средние закупочные цены в России на мясное сырье примерно в 1,5-2 раза выше, чем аналогичные расценки во многих странах СНГ, а розничные цены на мясоизделия в РФ вдвое, а то и втрое больше, чем в большинстве государств Содружества (по паритетной покупательной способности нацвалют). Очевидно, что в такой ситуации как минимум половину ассортимента мясопродуктов из СНГ вполне можно квалифицировать как демпинг, дополняющий мясной демпинг из дальнего зарубежья. Впрочем, средняя себестоимость выработки "единицы" товарного мяса (свинины, говядины, баранины) в России уже который год минимум вдвое выше, чем в большинстве стран Содружества.
На заседаниях Экономического совета СНГ и на других форумах Содружества предлагалось, в частности, составлять ежегодные межотраслевые балансы по мясу и мясопродуктам по всему СНГ, чтобы затем сформировать взаимовыгодную "матрицу" двух- и многосторонних поставок мяса с продуктами его переработки. Но такая политика будет впрямую теснить "заморский" мясной демпинг, что невыгодно его поставщикам и сбытовикам, особенно в России. Поэтому упомянутые планы пока остаются, что называется, на бумаге.
Проблема еще и в том, что страны СНГ выступают за прямую торговлю с Россией, а не через многочисленных посредников, многократно "накручивающих" конечные цены на продукцию. Но прямые поставки из СНГ, в том числе мяса, чреваты обвинениями его в демпинге и антидемпинговыми расследованиями: последнее сегодня осуществляется, например, в отношении белорусского сахара и украинской трубопрокатной продукции. Ценовая же политика пока не согласовывается даже в российско-белорусском Союзе, не говоря уже об отсутствии ценового "взаимопонимания" между другими странами Содружества. Потому и остаются невостребованными потенциальные возможности сельского хозяйства и пищевой промышленности всего СНГ.