27.09.2005 05:00
Экономика

РСПП готовится сменить руководителя

А кто приходит?
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3884)
Читать на сайте RG.RU
Российская газета | Игорь Юрьевич, так что за конфликты раздирают сегодня РСПП?

Игорь Юргенс | Происходит естественная смена поколений. Любой дом нуждается в ремонте, иногда в капитальном, иногда в косметическом. Аркадий Иванович Вольский, основатель и бессменный руководитель союза, заложил прекрасный фундамент организации, аналогов которой в России нет. Сначала это был Научно-промышленный Союз СССР. То есть уже тогда Аркадий Иванович смотрел вперед. Хотя, казалось бы, какой смысл имело в Советском Союзе объединение промышленников, когда всем управляли Госплан и Совмин. Тем не менее союз просуществовал уже 15 лет. Но приходит время, когда организация вслед за новым развитием общества начинает нуждаться в переменах. Такой период настал. В том числе и в связи с различными этапами, которые переживали взаимоотношения бизнеса и власти за последние пять лет. Сначала они были безоблачны и конструктивны. Затем началось "дело "ЮКОСа", и отношения несколько напряглись. Многое что случилось. И, видимо, произошла переоценка ценностей с обеих сторон этого диалога.

РГ | Какие же перемены нужны РСПП?

Юргенс | Совершенно недопустимо, как, к сожалению, делают некоторые мои коллеги, называть назревшие проблемы РСПП конфликтом олигархов и "красных директоров".

Нет такого конфликта! Да его и быть не может, потому что в РСПП нет "красных директоров". Да, среди членов РСПП есть предприниматели, которые когда-то были руководителями советских предприятий. Но они уже более 15 лет работают в рыночных условиях и давно уже мыслят совсем иными категориями. Те, кто не смог принять рынок, давно уже сошли с дистанции.

Сегодня союз объединяет более 300 тысяч индивидуальных и свыше 15 тысяч корпоративных членов, охватывает все регионы страны. Для эффективного развития такой организации, как РСПП, для принятия радикальных решений, во-первых, нужна серьезная аналитическая работа.

Какую экономическую политику мы хотим отстаивать, как будем защищать интересы малого, среднего, крупного бизнеса? Как достичь взаимопонимания в собственных рядах в условиях меняющегося, подверженного колебаниям курса страны? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, какой расклад сил сложился во власти, в обществе.

Во-вторых, давно пора переходить на новые технологии пропаганды позиций союза. Страна большая. То, что здесь, в Москве, кажется иногда очевидным, в регионах подвергается значительным сомнениям. Надо работать с общественностью, с членами союза, со средствами массовой информации. В современном мире если что-то не понято СМИ, то считайте, что это не понято всем населением. Если что-то произошло, а СМИ об этом не сообщили, то считайте, этого не произошло вообще. Без понимания важности этих задач невозможно мобилизовать в свою поддержку максимально большее число сторонников.

Третье. Союз должен выработать принципиальную позицию по отношению к тем процессам глобализации, которые все активнее захватывают страну. Объемы прямых и портфельных иностранных инвестиций неуклонно растут. В российскую экономику пришли лидеры мировой промышленности, финансовой сферы. Многие из них хотят стать членами РСПП. И найти правильный баланс интересов между иностранными и отечественными товаропроизводителями становится особенно важно в связи с предстоящим в ближайшее время вступлением России в ВТО. Без учета этих тенденций невозможно сформировать правильную, конкурентоспособную промышленную политику.

И, наконец, четвертый блок вопросов - это "климат" внутри предпринимательского сообщества. Его тоже надо создавать. Речь идет об этике поведения бизнеса по отношению к власти, к своим работникам, о социальной и экологической ответственности. Правильные взаимоотношения внутри сообщества помогут цивилизованно перейти от корпоративных войн к нормальной конкурентной борьбе, оперативно решать возникающие конфликты собственными силами без привлечения правоохранительных органов. Это огромная работа, которая нуждается в мобилизации всего движения.

РГ | Что же или кто мешает союзу решать все эти вопросы?

Юргенс | Не секрет, что на смену собственникам первой волны, имена которых всем известны, уже подходят новые. Состав бюро правления РСПП обновился, как минимум, на треть. Это показывает, что подрастают новые лидеры, появляются новые точки зрения, происходит, как я уже говорил, смена поколений. Вот этот процесс сейчас, наверное, и должен найти свое логическое завершение.

РГ | Однако некоторые аналитики считают, что власть просто хочет прибрать к рукам столь авторитетный союз.

Юргенс | Мне понятно, на чем выстраиваются такие умозаключения. Конечно, по сравнению с первоначальным периодом развития российской демократии концепция управляемой демократии побеждает. Это очевидно. И, пожалуй, ни одно значимое назначение, ни один весомый в национальном смысле пост, даже когда это руководитель общественной организации, не может не интересовать власть. Но РСПП не имеет никакого отношения к вертикали власти и вряд ли здесь можно говорить о каком-то жестком кураторстве, открытом бюрократическом давлении. С моей точки зрения, это был бы перебор. И в то же время с тем, как сложились обстоятельства нашей жизни, нельзя не считаться.

РГ | А как происходит выбор президента союза, может ли вдруг "всплыть" какой-то варяг?

Юргенс | Всем членам бюро разослали предложения выдвигать кандидатуры на пост президента РСПП. Сегодня путем мягкого рейтингового голосования отберут двух финалистов. Эти кандидатуры и предложат 28 сентября на бюро РСПП. Из них выберут одного, которого и представят 30 сентября на правление союза. Это самый широкий орган управления РСПП - более 150 человек. Они-то и изберут президента. Как видите, при таком жестком отборе вряд ли члены РСПП проголосуют за малоизвестного человека.

РГ | Но, насколько известно, Вольский пока в отставку не подал. А союз уже выбирает нового президента. Как здесь насчет деловой этики?

Юргенс | Думаю, что вопрос все-таки решен. Рассылка предложений на мягкое рейтинговое голосование не могла произойти без согласия Аркадия Ивановича.

РГ | Игорь Юрьевич, а как вы оцениваете свои шансы стать президентом РСПП?

Юргенс | У меня есть плюсы: я больше известен в региональных организациях РСПП. Но знаю и свои минусы: я не особо публичный человек, далекий от политики и не состою ни в одной партии. Что касается Александра Николаевича Шохина, то я отношусь к нему с большим уважением, нас многое объединяет. Мы работаем в одной компании, учились вместе в МГУ. Поэтому принципиальных противоречий между нами не будет, как бы наши коллеги ни проголосовали.

Кстати

Как стало известно "РГ", ожидается, что на заседании правления РСПП 30 сентября Аркадий Вольский выступит с заявлением. И некоторые эксперты не исключают вероятность, что даже если он и захочет уйти в отставку, правление ее не примет. По крайней мере теоретически такое развитие событий вполне возможно.

Крупные компании Российский союз промышленников и предпринимателей