В Польше издательство из города Вроцлава под давлением прокуратуры было вынуждено уничтожить весь тираж, избежав тем самым суда и штрафа. В Турции, где "Майн кампф" только в этом году многократно переиздавалась и даже вошла по тиражам в десятку национальных "бестселлеров", местное министерство культуры запретило распространение книги в легальной торговле.
В этих решениях ведущую роль сыграли немецкие прокуратура и МИД, действовавшие по просьбе правительства Баварии. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", активность Мюнхена объясняется тем, что авторское право на издание "Майн кампф" принадлежит исключительно южногерманской земле Бавария. По поручению земельного правительства всеми конкретными проблемами, возникающими с книгой, занимается местное министерство финансов.
В телефонном разговоре с корреспондентом "РГ" руководитель пресс-службы баварского минфина Юдит Штайнер сообщила, что авторские права действительно были переданы баварским властям американцами еще в 1946 году. При этом определяющую роль сыграло то, что главное издательство национал-социалистической партии, которому принадлежало право на издание книги в "Третьем рейхе", находилось в Баварии. А у Гитлера до самой смерти официальным местом жительства числился Мюнхен.
"Майн кампф" остается для нас главным символом национал-социалистического насилия, - объяснила Штайнер, - и мы последовательно выступаем против распространения этой идеологии". По ее словам, как только баварские власти получают информацию о переиздании в какой-либо стране "Майн кампф", минфин сразу же обращается в германский МИД с просьбой прояснить эту ситуацию. Если факт подтверждается, то в дело вступает прокуратура ФРГ. Только в этом году Мюнхену удалось запретить переиздание и уничтожить уже выпущенные тиражи "Майн кампф" в Чехии, Польше и Турции.
"С 1946 года министерство финансов Баварии ни разу не давало разрешения на переиздание "Майн кампф" и не намерено делать это в будущем", - заявила Штайнер. И попросила через немецкое посольство в Москве сообщать в случае появления книги на прилавках российских магазинов. По ее словам, в этом случае министерство пойдет по отлаженному пути и обратится за помощью к российской прокуратуре.