В ХVIII веке до кургана добрались сибирские «бугровщики» – так называли в то время грабителей могил. Оказывается, по велению Петра Первого, здесь, в подземных шахтах, сибиряки добывали руду. Вот кто-то из них и дошел до захоронения. На их долю досталось другое погребение того же самого кургана – воинов-колесничих из племени абашей, пришедших в донскую степь в середине второго тысячелетия до н. э. Через полторы тысячи лет в кургане похоронили и нашу знатную даму. Но грабители всех времен оставили потомкам на месте ее погребения довольно неприглядную картину – разбитые черепки глиняных сосудов, остатки балдахина из ценной античной ткани сине-фиолетового цвета, расшитой искусно вырезанными из тонкого листового золота фигурками оленей и горных баранов. Все виды животных – не местные, что указывает на далекую прародину знатной дамы. Доктор исторических наук, профессор кафедры Александр Медведев, срочно выехавший для консультации с других раскопок на юге страны, предположил, что, возможно, дама не была сарматкой, а происходила из рода аланов, появившихся в Подонье в середине первого века до н. э. откуда-то с Востока и завладевших степью. Ее, судя по всему, выдали замуж за сармата. На знатное происхождение и принадлежность к другому роду указывают находки. Умершую погребли под пологом на десяти шестах, обернутых серебряной фольгой, в необычайно просторной могиле. Вверху на ткани оказалась прикрепленной фигура сияющего золотом орла, стоящего в геральдической позе с расправленными крыльями. Размах крыльев – больше полуметра. Это – сарматский фарм, знак высшей, царской, власти. Простолюдинам, понятное дело, таких почестей не оказывали. Не клали в склеп иноземные сосуды (некоторые из них удалось восстановить). Один, из серой глины со знаками родовой принадлежности в форме буквы Х, указывает на кавказское производство. Второй кувшин – двуручный, с явными остатками красного лака, сделан в Риме. Два разбитых стеклянных сосуда, скорей всего, из Восточного Средиземноморья.
Все украшения и утварь лежали на земле жалкой кучкой, и лишь стараниями реставратора кафедры Любови Гончаровой удалось восстановить первоначальную картину на покрове – золотого орла (его головы, к сожалению, как ни искали, обнаружить не удалось) в обрамлении фигурок зверей.
После окончания научной работы с найденными на месте захоронения знатной сарматки раритетами, археологи должны будут передать их в музей Липецка. Но Александр Медведев и Илья Сафонов убеждены, что уникальной находке такого масштаба место должно быть только в Эрмитаже.