Вера Васильева: Никаких секретов нет. Балерины выражаются грубее, но могу лишь повторить Майю Плисецкую: "Поменьше есть", а от себя могу добавить: "Больше ходить".
РГ: Вы пришли в Театр сатиры молодой актрисой в 1948 году и продолжаете работать здесь по сей день. Какие театральные эпохи вы бы могли назвать счастливыми?
Васильева: Каждый актер рассуждает эгоистически, поскольку для нас счастье играть. Могу сказать, что для меня и для театра эпоха В. Плучека в Театре сатиры - счастливая. В моем репертуаре были замечательные роли в "Свадьбе с приданым", "Фигаро", "Ревизоре", "Священном чудовище" (режиссер А. Вилькин). Конечно, мы радуемся успеху театра, но когда нет ролей, то актер не может чувствовать себя окрыленным. Я рада тому, что сегодня играю в "Талантах и поклонниках", в спектакле "Ждать!".
РГ: Будучи молодой актрисой, вы получили Сталинскую премию за фильмы "Сказание о земле Сибирской" и "Свадьба с приданым". Как вручалась тогда эта премия?
Васильева: Само вручение не запомнилось. Важны не премии, а признание у публики. Запомнился успех. Эти фильмы полюбил зритель, если бы этого не случилось, то и премия не имела бы особого значения.
РГ: Одна из ваших счастливых ролей графиня Альмавива в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Это спектакль-долгожитель. Сколько лет вы играли?
Васильева: Сколько точно, не помню. Примерно через 18 лет, незадолго до смерти Андрюши Миронова, на эту роль ввели Валечку Шарыкину. Думаю, раз 400 сыграли. Вот "Свадьбу с приданым" сыграли 900 раз. Играли по 17 раз в месяц.
РГ: В чем все-таки секрет успеха "Фигаро"?
Васильева: Спектакль создавался в атмосфере влюбленности. В. Плучек был доволен всеми артистами, актеры друг другом. В атмосфере любви актер расцветает. Я помню, что на репетиции царили легкость, веселье. Но никто не подозревал, что случится такой успех. Потом появились на сцене божественные декорации В. Левенталя. А. Кремер замечательно приспособил к режиссерской партитуре музыку Моцарта. А когда мы надели костюмы Славы Зайцева, то окончательно утвердились в том, что в театре наступил праздник. Красота, изящество, роскошь. Конечно, важно то, как идеально попали роли в актеров: Андрей Миронов в роли Фигаро, сначала Валя Гафт играл Графа, а потом Шура Ширвиндт, в спектакле были заняты Георгий Менглет, Татьяна Пельтцер, Нина Корниенко. Каждый - потрясающая индивидуальность. Керубино сначала играл Боря Галкин, а потом Саша Воеводин. До сих пор они для меня мои Керубино, мои детишки. Когда любишь работу, то эти чувства переносишь и на людей, с которыми играл. Тамара Мурина, Нина Корниенко - любимейшие мои люди, с ними связано воспоминание о театральном счастье.
РГ: Вы играете в "Талантах и поклонниках" Домну Пантелеевну. Эта роль также не первого плана. Что вас привлекло в этой работе?
Васильева: Я старалась найти свою правду в этой роли, играю ее по-своему. Тех людей, которые ждут от моей игры смеха, будут разочарованы. Домна Пантелеевна простая русская женщина, которая хочет счастья своей дочери, ставшей актрисой. В ней сочетается житейская непотопляемость с наивной мечтой о красивой жизни для Саши Негиной. Некоторые черточки для своего характера черпала у своей мамы. Она хочет, чтобы дочь вырвалась из серой, обыденности провинциального города.
РГ: В спектакле "Ждать!?" по пьесе Аслановой - вашей последней работе вы играете актрису, о которой забыл мир?
Васильева: Эта роль мне близка по настроению, состоянию души. Через эту работу открываю зановесочку к состоянию актера, когда он забыт, никому не нужен. Как безумно тяжело стать ненужным.
РГ: А как вы защищаетесь от коварства, нападений в театре?
Васильева: Отхожу в сторону. К примеру, мне говорят: "Этот человек поступил с вами плохо. Покажите ему, что вы все знаете". Последнего никогда не делаю. Не отвечаю злом на зло. Не показываю вида, что обижена, но и не играю в подружку, не лезу целоваться.
РГ: У вас такой ровный характер от родителей?
Васильева: Не знаю. Папа был кроткий, мама жестче. Люблю их обоих. Меня никто специально не воспитывал. Книги и театр - мои главные воспитатели.
РГ: В ноябре вы будете отмечать с вашим мужем Владимиром Ушаковым, артистом Театра сатиры золотую свадьбу. Пятьдесят лет брака - срок. Что бы вы посоветовали с высот своего опыта семьям?
Васильева: Сегодняшнее время непростое. Есть смятение в душе и про себя думаешь: "Слава Богу, что мне много лет". Я никогда не была рьяной защитницей социалистических идеалов. Мое время - ХIХ век, в котором оставались христианские идеалы, были живы понятия верности, чистоты, добра, то, что произносить сегодня смешно. Поскольку мне восемьдесят, то уже не так пугаюсь. Я бы боялась за своего ребенка в этом времени. Жизнь какая-то тяжкая. А советы? Не могу ничего посоветовать. Если повезет, хорошо прожить в любви с одним человеком.
РГ: Довольны ли вы тем, как прошел юбилей в родном театре?
Васильева: Меня один раз спросили: "А зачем вам праздновать юбилей?", и я сказала: "Возможно и не надо, но есть причины". Я играю в театре четыре роли - две большие и две милые, небольшие. Пока я в состоянии не вызывать жалость, а симпатию, то стоит отпраздновать дату, чтобы сказать спасибо театру не сидя в кресле, а, играя на сцене. Пока я играю, я счастлива.