О том, что такое снижение - с 18 до 13 процентов - возможно, было заявлено еще в начале текущего года, также М. Фрадков предполагал тратить часть средств из Стабилизационного фонда на инвестиции. Об этом сообщает РИА "РосБизнесКонсалтинг". М. Фрадков заявил, что вопрос снижения НДС "с повестки дня снимать не нужно", но не нужно и форсировать, чтобы "не допустить серьезных глупостей, не поставить на грань финансового кризиса ситуацию в стране, а продолжать поиск реальных инструментов". Как считает премьер, снижение налогового бремени не должно привести к финансовому кризису в стране. "С какого года снижать ставку НДС - с 2007 или с 2009 - это второй вопрос", - отметил М. Фрадков.
По мнению министра финансов Алексея Кудрина, предполагаемое в 2007 году снижение ставки НДС до 13 процентов "разбалансирует" 2007 год. "Я хочу обратить внимание на письмо аналитиков 11 крупнейших банков, которые обеспокоены ослаблением бюджетной политики правительства. И это может привести к снижению темпов экономического роста, нарастанию проблем экономики", - заявил А. Кудрин. По его словам, в документах минфина и минэкономразвития никакой речи о снижении ставки НДС не идет. Что касается возможности снижения налогов с 2008 года, то А. Кудрин заявил, что это не представляется возможным: "Я не уверен, что мы снизим тогда расходы, потому что это год выборов".
При этом глава российского минфина считает возможным снижение налогов с 2009 года.
Он подчеркнул, что если правительство не будет наращивать расходы, то тогда оно "будет меньше бояться инфляции". Отметим, ряд российских СМИ сообщает, что в правительстве ничего не знают о письме банковских аналитиков о возможности дефолта из-за необдуманного повышения зарплат и соцпособий.
Напомним, о необходимости снижения НДС с 18 до 13 процентов председатель правительства М. Фрадков заявил 26 сентября с.г. Как считает премьер, на покрытие выпадающих доходов в результате снижения налога можно расходовать средства Стабилизационного фонда свыше базового объема 500 миллиардов рублей.
Некоторые эксперты также считают, что налог надо снизить, предлагая в качестве варианта ставку 15 или 13 процентов. По их мнению, сейчас настало время для радикального сокращения налога на добавленную стоимость. Это даст положительный эффект для экономики. Другие полагают, что НДС сейчас трогать не стоит. У противников снижения НДС есть свои доводы. Поступления от НДС составляют основу российского бюджета, он имеет наивысшую долю в структуре бюджета, и эксперименты с ним не будут способствовать сохранению стабильности, считают они.
В последнее время дискуссия вокруг НДС была продолжена. Эксперты связывают обострение давнего спора с двумя факторами. Во-первых, приближается срок очередного рассмотрения 15 октября среднесрочной программы экономического развития России, которое кабинет министров наметил на начало октября. В ней налоговой реформе и НДС отведено особое место. Во-вторых, после принятия в первом чтении поправок по администрированию вопрос об НДС остается фактически единственным, в отношении которого пока не удалось найти компромиссный вариант.
Высказывания, сделанные недавно, подтвердили, что противники и сторонники снижения НДС пока остаются на прежних позициях. Министр финансов Алексей Кудрин в выступлении на слушаниях в Госдуме по поводу проекта бюджета на будущий год вновь заявил, что снижение НДС не обеспечит экономического развития.
Согласно исследованию, проведенному министерством финансов, при снижении НДС до 15 процентов и меньше расширения экономики не произойдет. Кроме того, маневр по снижению НДС и выпадающим доходам в среднесрочной перспективе даст скорее отрицательный эффект. Кудрин вновь отметил важность НДС для сохранения экономической стабильности. Особенность НДС в том, что он не связан с ценами на нефть и фактически "страхует бюджетную систему России от дефолта", подчеркнул министр.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает иначе. По его мнению, снижение налога с 15 до 18 процентов в целом благотворно повлияет на экономику. Более того, позволит решить некоторые острые проблемы, в частности, остановить рост цен на бензин.
Экспертное сообщество также продолжает обсуждать возможную отмену НДС и введение вместо него налога с продаж. Глава Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович считает, именно такое решение будет правильным. По его словам, хотя у каждого налога есть свои плюсы и минусы, но у налога с продаж больше достоинств, чем у налога на добавленную стоимость. Экспертное управление подготовило доклад, рассматривающий положительные и отрицательные стороны НДС и налога с продаж, на основе которого может быть дано поручение правительству изучить возможность замены одного налога на другой, сказал Дворкович.
Однако рассчитывать на скорую отмену НДС не стоит. Глава Экспертного управления президента заявил, что даже гипотетически не допускает возможности подобной рокировки раньше 2009 года. Основной риск, считает Дворкович, связан с неизбежными издержками при переходе от одного налога на другой. Речь, по-видимому, идет о временном сокращении поступлений в бюджет в первые месяцы после введения нового налога. Окончательное решение, отметил Дворкович, будет приниматься политиками. Сейчас рассматриваются три основных варианта: простое снижение НДС, снижение с унификацией ставки и отмена НДС и переход к налогу с продаж.
По мнению независимых экспертов, проанализировать, какие результаты даст снижение НДС, достаточно сложно. Конечно, стабильность налоговой системы очень важный фактор, но это не значит, что ее не нужно совершенствовать в каких-то отдельных частях. Аналогичные налоги и в других странах составляют основу бюджетной системы, отмечают эксперты, и если вести речь о снижении НДС, то нужно заранее продумать, из каких источников будут компенсироваться выпадающие доходы. Налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для этой цели не годятся, так как от них достаточно легко уклониться.
Необходимость взвешенного подхода к снижению НДС отмечает и президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник. Радикальные идеи годятся для политики, но абсолютно непригодны для экономики, и особенно для налоговой системы, считает он. Если снижать налог на добавленную стоимость, то снижать его надо постепенно, медленно, в разумных пределах с тем, чтобы развивать при этом налоговую базу, а не тратить деньги Стабилизационного фонда, которые можно израсходовать разумнее. Конечно, из Америки этот фонд изъять нужно, но тратить его на снижение налогов, наверное, тоже неправильно. Более того, предложения о снижении основной ставки НДС сочетаются с предложениями о ликвидации льготной ставки. Тогда получается внутреннее противоречие: вы, собственно, что хотите: снизить налог или повысить его? Потому что с одной стороны мы его снижаем, а с другой повышаем на товары, наиболее социально значимые, отмечает Черник. Это приведет к тому, что при исчезновении льготной ставки взлетят цены на эту продукцию. И цены поднимутся не на разницу между 10 и 15 процентами, а значительно больше. Ликвидируя льготную налоговую ставку, мы запускаем механизм инфляции, которая у нас и так очень высока. По мнению Черника нам надо, во-первых, не трогать льготную ставку. Кстати говоря, это полностью соответствует мировому опыту, опыту Германии, Франции и других развитых стран. Второе - налог снижать постепенно, настолько, насколько мы сможем снизить его без особого ущерба. Так, когда мы снизили налог с 20 до 18 процентов, это было безусловно разумно, считает Черник. Снизить его еще на пару пунктов - это тоже, наверное, будет разумно при условии, что льготная ставка сохранится. А если снизить его резко, с 18 до 13 процентов, это может привести к неизвестным последствиям, потерям бюджета. По мнению президента Палаты налоговых консультантов, с НДС надо очень осторожно обращаться. Его оптимальная ставка в наше время процентов 15, и к этому стоит подойти двумя шагами.