04.10.2005 04:30
Власть

Главный суд решил засчитывать в стаж работу за решеткой

Главный суд решил: работа за решеткой засчитывается в трудовой стаж
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3890)
Читать на сайте RG.RU

Верховный суд РФ подтвердил право осужденных на трудовой стаж за работу в колонии, но с одним условием: в зачет идут только трудодни после 1 сентября 1992 года.

 

Это только так говорится, что в зонах сидят. В советские годы в лагеря посылали, чтобы человек работал. Официально считалось, что труд исправляет человека.

- Очень легко было комплектовать наши заводы, - рассказал корреспонденту "РГ" один из высокопоставленных сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, - к нам приходили люди с профессией. Много было бытовиков из мастеровых. Убил он, скажем, тещу или соседа по пьянке пристукнул, вот и получил срок лет восемь. А руки у него золотые. Поставим его на участок, и проблем не знаем несколько лет.

Но теперь многим из тех, кто за решеткой провел больше лет, чем на воле, пришла пора задуматься о пенсии. В советские годы было без вариантов: отработал и гуляй. Ни один собес справку из колонии не учтет. Но с 1992 года у всех бывших сидельцев появилось законное право на трудовую пенсию.

В том году Верховный Совет Российской Федерации внес поправки в Исправительно-трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, узаконившие трудовой стаж за решеткой. А в ноябре 1992 года министерством социальной защиты населения РФ была принята инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж". В итоге справедливость восторжествовала, но, как полагают многие осужденные, только наполовину. Так как обратной силы эти законы не имеют.

Несколько осужденных со стажем обратились в суды, требуя засчитать для пенсии их труд на благо советской родины в советских же застенках. Однако суды в конечном итоге отказали. А Верховный суд РФ, изучив эти дела, подтвердил, что решения были приняты правильные.

Но сегодня работу в колонии надо еще заслужить: на многие фабрики за колючей проволокой стоит очередь. Руководителям производств в колониях приходится выкручиваться и перестраиваться, искать новые формы. Часто формы получаются очень экзотические, и тем не менее эффективные. Например, в нескольких колониях в прошлом году начали эксперимент по разведению... страусов. Африканские птицы получили прописку, например, в Монинской колонии строгого режима в Тверской области, а также в женской колонии в Орловской области.

В некоторых других колониях осужденные зарабатывают... рыбалкой. Не с удочкой, естественно, сидят на берегу, а выходят в море на настоящих сейнерах.

Вот что сообщили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний: "В настоящее время количество неработающих из-за отсутствия работы осужденных в целом составляет 32,7 тысячи человек, или 5,3 процента от их среднесписочной численности. Величина заработной платы трудоустроенных осужденных в текущем году составляет в среднем 1100-1200 рублей в месяц, в некоторых подразделениях уголовно-исполнительной системы данный показатель превышает 2000-2500 рублей".

В ближайшее время фабрики за решеткой поменяют свой статус. Из государственных унитарных предприятий они превратятся в центры трудовой и социальной адаптации, что-то вроде мастерских. Их цель - обучить осужденного профессии, подготовить к жизни на воле. В Федеральной службе исполнения наказаний корреспондента "РГ" заверили, что даже после смены статуса предприятий в колониях стаж за работу на них будет засчитываться точно так же.

Госуправление Занятость Тюрьмы