Министрам иностранных дел стран Евросоюза на своей экстренной встрече в Люксембурге пока не удалось достичь компромисса о формате предстоящего диалога с Турцией.
Такое ощущение, что многие в Европе просто не хотят видеть Турцию в Евросоюзе. В самом деле, переговоры еще не начались, а самый "спорный проект за всю историю ЕС", как называют предполагаемое принятие Анкары в ЕС, уже сильно раскололо Европу.
Причем этот вопрос вызывает споры как среди простых граждан, так и среди политической элиты. Последние опросы общественного мнения, проведенные в 25 государствах ЕС относительно приема турок, говорят о негативных настроениях в обществе. Лишь 10 процентов австрийцев, 20 процентов французов, немцев, греков, датчан готовы видеть турок в "общеевропейском доме". Есть основания полагать, что многие французы и голландцы, голосовавшие против Конституции Евросоюза, действовали именно так из-за планов Брюсселя принять Турцию в ЕС.
Политические элиты, принимающие решения, естественно, не могут не учитывать все эти настроения, хотя были бы и не против привлечь турецкий экономический и военный потенциал для нужд Евросоюза. Отсюда - все новые и новые предварительные условия, которые выдвигают Турции еще перед началом переговоров.
Так, Анкара уже на начальном этапе переговоров должна признать Республику Кипр. В "пакете" предварительных условий четко говорится о "скорейшей нормализации отношений со всеми членами ЕС". Во-вторых, Турция должна также незамедлительно распространить действие соглашения о Таможенном союзе, подписанное в этом году с ЕС, на все страны Союза. Имеется в виду тот же Кипр. Предусматривается проверка выполнения этих условий уже в 2006 году и увязка с ними дальнейшего хода переговоров.
Надо сказать, что оба предварительных условия достаточно болезненно были восприняты турецкими властями. Но на этом неприятные вопросы для турок не закончились. Когда казалось, что все согласовано, Австрия, вообще настроенная против принятия турок в Единую Европу, подняла вопрос о формате предстоящих переговоров.
Вена предложила в конце переговорного процесса, который затянется как минимум лет на 15-20, не давать туркам полноправного членства в ЕС, ограничившись лишь статусом "привилегированного партнера". В этом случае Турция будет лишена дотаций из различных структурных фондов ЕС. Вряд ли такой вариант мог устроить Анкару. События последних дней показали, что турки скорее откажутся от вступления в ЕС, чем пойдут на эти условия.
Экстренное совещание министров иностранных дел стран Евросоюза в Люксембурге, созванное для согласования "дорожной карты", тоже пока не дало результатов. Что дальше? Пока неясно. В любом случае провал люксембургских переговоров грозит серьезными, далеко идущими последствиями как для Турции, так и для самого Евросоюза.
Между тем
Для самого Евросоюза очередной провал, на этот раз - провал переговоров с Турцией, будет означать новый "кризис доверия". Окажется, что все обещания, которыми "кормили" турок несколько десятилетий, немного стоят. Помимо прочего это будет означать, что Евросоюз, по крайней мере на обозримое время, сворачивает расширение на Восток.