Большое видится на расстоянии. Когда встречаешь в коридорах Союза кинематографистов этого невысокого и природно артистичного человека, принципиально чуждого тусовочной броскости и трибунной активности, нет ощущения, что перед тобой один из величайших режиссеров двух веков. Он никогда ни на что вслух не претендовал. Он избегал прямых столкновений, и, по-моему, никто не слышал, чтобы его глуховатый голос повысился бы до крика. Но мало в нашем кино фильмов, которые так открыто противостояли бы лжи, фальши и в этом смысле - самой советской системе. Если бы Хуциев снял только "Заставу Ильича", он бы уже вошел в десятку важнейших мастеров мирового кино. Но он снял еще "Был месяц май", где война предстала без погон и регалий, на уровне человеческой памяти. Снял "Июльский дождь", где провидчески угадал первые симптомы крушения идеалов, которое потом станет для страны роковым. Еще более горьким и пророческим стало его "Послесловие". И, наконец, нельзя не вспомнить картину, которая принесла ему и его собрату по режиссуре Феликсу Миронеру первый большой успех, - "Весна на Заречной улице". Там, как теперь видно, были заложены все зерна новой киноправды и то светлое по природе мироощущение, которое в дальнейшем счастливо уберегло самые реалистичные картины Хуциева от "чернушных" красок и настроений. Он все равно неисправимый оптимист.
Профессор ВГИКа Марлен Хуциев может гордиться плеядой своих учеников, среди которых такие знаменитые, как Василий Пичул и Дмитрий Месхиев. А о его месте в мировом кино лучше всего говорит общеизвестный факт: когда в Москву впервые приехал Федерико Феллини, он захотел встретиться именно с Хуциевым - посмотрев "Заставу Ильича", итальянский гений в русском гении почувствовал родственную душу.
Вчера великого мастера поздравил с юбилеем президент России Владимир Путин.