Чиновники говорят об "оптимизации системы власти" и о том, что идеалы административной реформы не пострадали. Однако сдается иное: эта конструкция административной реформы оказалась нежизнеспособной, зато для самого минсельхоза появляется шанс провести корректировку "аграрно-политического" курса. Среди прочих функций почившее агентство должно было оказывать услуги бизнесу и гражданам через систему государственных унитарных предприятий, а также присматривать за самими ГУПами. Собственно, это и есть сверхидея административной реформы: отделить тех, кто создает правила игры (министерства) от тех, кто оказывает услуги (для чего из состава министерств и выделили агентства).
Как пояснил вчера руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, решение о ликвидации агентства связано с тем, что большая часть "сельских" ГУПов уходит с федерального подчинения к губернаторам. По словам г-на Нарышкина, с тем небольшим числом ГУПов, которые остаются в федеральной собственности, справится сам минсельхоз, а "сотрудники агентства, очевидно, перейдут на работу в минсельхоз и будут заниматься разработкой законопроектов и других нормативных документов, которые регулируют развитие этой отрасли". И все это, по словам г-на Нарышкина, "не противоречит принципам административной реформы".
Таким образом, люди, которые должны были оказывать услуги, и, как огня, сторонится разработки нормативных актов (агентствам это было прямо запрещено) займутся именно нормотворчеством. А сам минсельхоз - оказанием услуг через оставшиеся ГУПы.
Выходит, что административная реформа споткнулась: никто не подумал, что система ГУПов дышит на ладан и их надо или акционировать, или сбрасывать губернаторам. А поскольку планов по ликвидации ГУПов никто не отменял, получается, что судьбу этого агентства могут разделить и все остальные.
Но в этом конкретном органе власти привлекает внимание другая функция, о которой г-н Нарышкин ничего не сказал: агентство регулировало оборот спирта, алкогольных напитков, а заодно и табака. Некоторые из экспертов высказывают предположение, что ликвидация агентства связана с теми "революционными" (как считают сами субъекты алкогольного рынка) поправками к закону об обороте спирта и прочих горячительных напитков, принятыми Госдумой 21 июля. Их смысл прост: рынок становится в чем-то либеральнее, в чем-то жестче, но в руках "федералов" сосредотачивается намного больше власти и полномочий. Чего стоит хотя бы ликвидация оптовых акцизных складов, которые кормили того губернатора, на чьей территории стояли. По сути, закон стал неполной, но реализацией идеи о государственной монополии на оборот спирта, высказанной министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым еще в январе этого года. Очевидно, сам факт существования агентства вступал в противоречие с теми изменениями, которые начнутся на алкогольном рынке с 1 января 2006 года. Центральной власти оказалась не нужна "промежуточная" структура контроля - весь пафос законотворчества направлен как раз на избавление от таковых, считают некоторые наблюдатели.
Если так, то все сошлось одно к одному: ликвидация ГУПов, уничтожение государственных посредников и даже "яркие" высказывания бывшего руководителя агентства Анатолия Михалева, например, о ВТО и его вреде для аграриев - высказывания, за которые потом приходилось извиняться на переговорах в Женеве.