Четверо виновников торжества - премьер-министр Великобритании Тони Блэр, председатель комиссии Европейских сообществ Жозе Мануэл Баррозу, генсек Совета ЕС Хавьер Солана и Владимир Путин по окончании саммита, который длился не больше четырех часов, как и подобает в подобных случаях, излучали один на всех оптимизм.
Главным поводом для этого, по их общему признанию, стали серьезные подвижки в вопросе облегчения визового режима между Россией и Евросоюзом. А также снятие ряда спорных вопросов по реадмиссии. Баррозу даже не постеснялся заявить, что главная цель России и Евросоюза в будущем - полная отмена виз как таковых. Пока же путем достижения предварительных договоренностей по реадмиссии, по его словам, на этом пути сделан первый шаг. Владимир Путин его в этом поддержал, сказав, что пока не знает, когда может произойти полная отмена виз. Но подвижки в вопросе реадмиссии, которой Россия все эти годы сопротивлялась как могла, объяснил так: "Мы поменяли свою позицию, но почему бы нам это было не сделать, если это в интересах российских граждан?" "Поход" в вопросе дорогостоящей реадмиссии навстречу ЕС Владимир Путин также мотивировал тем, что у Москвы появился опыт в этом вопросе с одной из стран Европы - Литвой. 1,7 миллиона человек въехали в эту страну и не было ни одного случая реадмиссии. Впрочем, в российской делегации отметили, что это хоть и приятный пример, но все-таки не самый показательный, однако выразили готовность платить за возвращение нелегальных эмигрантов.
Разговор на эту тему будет продолжен и во время следующего саммита, который должен состояться следующей весной. Из "перешедших" вопросов, ответы на которые еще предстоит найти, - судьба соглашения о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истекает в 2007 году. "Требуется создание обновленной правовой базы", - сказал Владимир Путин. Баррозу же в этой связи заговорил о создании некоей новой структуры между Россией и ЕС. Но все это еще только станет предметом экспертного диалога. Другая тема, которую на пресс-конференции ее участники решили вообще не поднимать, но разногласия по которой на этом саммите устранить не удалось, - разночтения в условиях вступления России в ВТО. Транссибирский авиамаршрут, оплату по которому Россия обязалась модифицировать к 2012 году, в то время как ЕС требует ее полной отмены, может стать причиной возврата на стадию новых переговоров России и ЕС по вступлению в ВТО.
Иран же, по которому, как считают в российской делегации, у Москвы и Запада принципиальных разногласий нет, а существуют лишь тактические, обсуждался на этом саммите вяло. Как и тема Чечни, которую вспомнили лишь дважды - один раз в контексте оказания Евросоюзом помощи в социально-экономическом восстановлении Северного Кавказа, а другой - в несколько необычной связке - возможной потери энергетической независимости Европы. Английские журналисты поинтересовались, не станет ли ЕС гораздо мягче относиться к "проделкам" России в Чечне, поскольку Европа слишком зависима от поставок российского газа. Тони Блэр успокоил своих сограждан тем, что у ЕС и России по-прежнему "идут искренние разговоры о демократии, правах человека в Чечне". Но поставки российских энергоносителей в Европу - предмет взаимного интереса. Тем более что Россия начала это делать не вчера. Дальше английский премьер поведал, что экономически Европа и Россия тесно взаимосвязаны. А уж в борьбе с терроризмом Западу без нашей страны вообще не обойтись.
Владимир же Путин, который накануне успокаивал практически в тех же словах бельгийскую общественность, заметил, что Россия увеличивает свои поставки газа на Запад, "помогая нормально развиваться мировой экономике". "Если бы не было российского вклада, то цены бы выросли еще больше", - почти пригрозил президент. Но тут же сменил гнев на милость, рассказав, что некоторые европейские страны почти на 90 процентов восполняют недостаток в энергоносителях за счет России - и ничего, довольны. "Слух о потере энергетической независимости Европы слишком преувеличен", - заключил президент.