05.10.2005 00:40
Спорт

Веселин Топалов обыграл россиянина Петра Свидлера

Веселин Топалов увеличил отрыв от преследователей на чемпионате мира
Текст:  Павел Сергеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3891)
Читать на сайте RG.RU

Сомерсет Моэм когда-то писал: "Есть три главных правила для романиста. Вот только никто не знает какие".

Никто здесь пока не знает (и, возможно, так и не узнает), как остановить болгарина Веселина Топалова, который добился к шестому туру фантастического результата - 5,5 очка. Достижение, достойное Гарри Каспарова, когда тот еще был Великим и Ужасным и на протяжении десятилетий молол всех, кто попадался под руку, в мелкую крошку.

Болгарин играет легко и непринужденно, а его соперники за доской пыхтят и мучаются. У Топалова огромный запас прочности: в последних пяти турах, например, он ни разу не имел плохую или хотя бы подозрительную позицию. Он сейчас лучше соперников подготовлен в дебюте, играет в миттельшпиле, понимает в эндшпиле. Плюс - прекрасно готов физически и психологически. И как прикажете бороться с этаким Терминатором?

В понедельник болгарина попытался одолеть россиянин Петр Свидлер, с дебюта предложивший жесткую борьбу с неравным соотношением материала. Мужественное решение, учитывая, что агрессивный болгарин особенно силен в острых, запутанных позициях.

"В варианте, который мы разыграли, очень высока цена каждого хода, - сказал мне потом Топалов. - У каждой из сторон - огромное количество идей, и я и сейчас не уверен, что идеально разобрался в ситуации на доске. И это несмотря на то, что этот вариант был неплохо проанализирован дома еще до партии! К счастью, мой соперник действовал еще хуже".

"Хочу отдать должное болгарину, - сказал в свою очередь Свидлер. - Был в партии момент, когда в совершенно неясной позиции он мог форсировать ничью троекратным повторением. Почти любой на его месте поступил бы так, учитывая, сколь значителен по шахматным меркам отрыв от соперников. Но Веселин продолжил биться. И оказался прав".

Мужчины выбросили белый флаг перед агрессивным болгарином, - но, может быть, его остановит единственная на турнире дама? Юдит Полгар была настроена перед сегодняшней партией с Веселином вполне оптимистично.

"У нас с Топи примерно равный счет. (Если точнее - восемь партий выиграл Веселин, шесть Юдит и четыре завершились вничью. - П.С.) Так что я не намерена комплексовать перед ним, - говорит венгерка. - Как завершилась последняя наша партия? Даже не помню, - так давно это было".

Тут почему-то Полгар снова изменила память. Хотя Юдит совсем нечего стыдиться: они играли совсем недавно на турнире в Софии и болгарин "отскочил" на ничью в непростой позиции, тем самым лишив ее шансов на первое место. "У Веселина передо мной должок, - говорила после этого Полгар. - А долг, как известно, платежом красен".

У каждой эпохи был свой четко выраженный шахматный лидер. 70-е годы прошли под знаком лидерства Бобби Фишера, которого сменил в конце десятилетия Анатолий Карпов. Затем пришел Гарри Каспаров, который доминировал в мужских шахматах с середины

80-х по наше время. Быть может, мы являемся свидетелями рождения новой шахматной эры - эры Топалова?

Никто из игроков не хочет пока признавать тотального превосходство Топалова. "Он - один из нас, - говорит та же Юдит. - Для того чтобы стать первым среди равных, и не на один турнир, а всерьез и надолго, ему предстоит много работать над своей игрой". "Я не стал бы сравнивать Веселина с Гариком, - улыбается знаменитый грузинский гроссмейстер, вице-президент Всемирной шахматной ассоциации Зураб Азмайпарашвили. - Каспаров уникален, он ярчайшая звезда, которую невозможно затмить. Правда, в недавней беседе 13-й чемпион мира отметил, что Топалов созрел для того, чтобы претендовать на титул".

Имеет ли смысл уже сегодня записывать Веселина Топалова в чемпионы? Нет, конечно. Во-первых, его отрыв от конкурентов не так велик. Одна-две осечки - и чемпионская карета болгарина в мгновение ока превратится в тыкву. Во-вторых, даже суперкомпьютер, который, как подозревают многие, заменяет мозг Топалову, может рано или поздно дать сбой. "Для меня будет показательным отрезок с 9-го по 13-й тур, - говорит Найджел Шорт. - В этот момент лидер почувствует близость титула, и это станет тяжелым испытанием для его психики. Тогда может произойти что угодно".

"Стиль Веселина таков, что он и сам играет, и другим дает, - считает тот же Азмайпарашвили. - Он никогда не отсиживается в обороне, выходит на партию с открытым забралом. Это будет шансом для его соперников. Но кто составит конкуренцию Топалову?

Ананд? Пока он не в лучшей своей форме, но все равно остается великим игроком... Касымжанов, который показывает здесь классную игру?.. Или, наконец, Леко? Несмотря на провальный старт, он вполне может включить пятую скорость и догнать Веселина".

Кстати, о Леко. Венгр защитил тяжелейшую позицию против Ананда. "Было ужасно страшно, - говорил он мне. - Особенно пугало, что мне приходилось защищать "это" против такого страшного человека как Виши". А вечером потревожил судей, попросив их разобраться со странным, на его взгляд, предпочтением со стороны организаторов по отношению к лидеру турнира. Леко подметил, что болгарин - единственный из участников, кто играет все партии за одним и тем же столиком. "Почему мы мигрируем от тура к туру по разным доскам, а он остается на одном месте? - поинтересовался венгр у помощника главного арбитра бразильца Ван Рийсмерка.

Вообще-то, в действиях организаторов есть своя логика: они сажают Топалова за столик, отведенный для лидера турнира. Никто ведь не протестует, когда Роджер Федерер играет свои матчи на центральном корте "Ролан Гаррос".

"Все находятся в равных условиях, - говорит помощник президента ФИДЕ Берик Балгабаев, который "рулит" здесь в отсутствие улетевшего в Калмыкию Илюмжинова. - В правилах ничего не сказано о конкретном месте расположения игроков в зале. А что не запрещено, то разрешено. В рамках здравого смысла, конечно".

Судья в шахматах - чисто номинальная фигура, которая имеет, конечно, определенные полномочия, но редко их применяет. Тут нет своих Пьерлуиджи Коллина - просто потому, что нет поводов для конфликтов и, значит, для интереса СМИ. Понятное дело, скучавший до сих пор господин Рийсмерк с энтузиазмом взялся за решение проблемы. Он опросил на этот счет всех до единого участников турнира, включая самого Топалова. Четверо дали примерно одинаковый ответ: "Да ради бога, пусть сидит". Пятый - англичанин Майкл Адамс - сформулировал свою позицию еще конкретнее: "Мне это совершенно "по барабану". Топалов заявил, что готов играть где угодно. Леко, естественно, был против. Россиянин Александр Морозевич воздержался. "Я, конечно, предпочитаю, чтобы ни у кого из игроков не было даже такого незначительного преимущества. Хотя у меня нет никаких неприятных ощущений от того, где - слева, справа или сбоку от меня сидит Топалов".

Павел Сергеев

САН-ЛУИС

Настольные виды