06.10.2005 02:00
Власть

У молодежи пропала эйфория по поводу альтернативной гражданской службы

Желающих воспользоваться альтернативной гражданской службой стало меньше в полтора раза
Текст:  Татьяна Филимонова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3892)
Читать на сайте RG.RU

Семинар, организованный Федеральной службой по труду и занятости, - это первая попытка понять, как реализуется Закон "Об альтернативной гражданской службе" спустя полтора года после вступления в силу.

За это время военными комиссариатами было принято 2654 заявления о замене призыва на военную службу альтернативной гражданской службой, говорит заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций. Более 1800 призывников получили положительные решения комиссий, более 600 человек направлены в места службы.

Уже первые призывы показали, что эйфория среди молодежи, связанная с возможностью замены военной службы по призыву на альтернативную службу, резко ушла на второй план.

- Сегодня количество желающих служить родине подобным образом сократилось в 1,5 раза, - сообщил начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил России Игорь Клыков. - Осенью 2005 года 238 человек подали заявления о желании проходить АГС, почти 200 человек получили положительные заключения. При этом увеличения количества желающих проходить альтернативную гражданскую службу в ближайшее время не ожидается.

Причин несколько: во-первых, "альтернативщики" наконец осознали, что служить им придется гораздо дольше, чем на обычной военной службе, - 3,5 года, во-вторых, чтобы трудиться в социальном секторе или на оборонно-промышленных предприятиях, где призванные на АГС работают чаще всего, нужно иметь для этого явное призвание. Половина "альтернативщиков" не имеют профессий и идут работать чернорабочими, санитарами и занимаются прочим неквалифицированным трудом. Заработать во время прохождения такой службы можно от 800 до 1000 рублей.

Перечень организаций и должностей, востребованных АГС, составляет Роструд. В прошлом году он включал 345 профессий и 833 организации по всей России. В 2005 году перечень заметно сократился - теперь в нем 312 профессий и 738 организаций. 180 таких организаций федеральные, остальные - субъектов РФ. Последние, как правило, имеют проблемы с обеспечением призывников жильем. Как отметил начальник управления альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости Алексей Вовченко, по этой причине становится все труднее выполнять экстерриториальный принцип закона об АГС. Если в 2004 году 15% призывников на АГС остались служить "у себя дома", то прогнозируется, что в 2005 году эта цифра достигнет 35%.

Наряду с примерами, когда "альтернативщики" легко привыкают к новым условиям жизни и даже заводят на месте службы семьи, появилось и новое явление - уклонение от АГС. Уклонисты мотивируют свои обращения в суды, как правило, тем, что по религиозным убеждениям не могут служить в военных ведомствах, их не устраивает зарплата, и тем, что в месте прохождения службы нет церкви, где можно было бы проводить собрания и обряды. Сегодня более 130 дел направлено в органы прокуратуры, чтобы привлечь уклонистов к ответственности. Правда, вопрос о том, как их, собственно, привлекать, - тоже из разряда необкатанных. Граждан, признанных уклонистами, осуждают по статье 328 части 2 УК РФ. В качестве санкции применяется штраф до 80 тысяч рублей или обязательные работы от 180 до 240 часов. Если гражданин уклоняется от альтернативной гражданской службы, призывная комиссия может отказать в ней призывнику и опять поставить перед фактом необходимости прохождения военной службы по призыву. Пока подобные перспективы находятся в стадии обсуждения, и, считают специалисты, нужен прецедент, чтобы никому неповадно было выбирать АГС в качестве уклонения от воинского долга.

Не секрет, что потенциальные "альтернативщики" чаще всего мотивируют свое нежелание идти на военную службу по религиозным убеждениям. Как отметил Юрий Герций, приезд таких призывников на новое место службы часто оборачивается тем, что они начинают создавать там секты. Особенно это характерно для Южного федерального округа, в частности для Краснодарского края. Есть ли в этом необходимость и нужно ли способствовать созданию сект - еще один вопрос, над которым ломают голову специалисты.

Кроме того, у претендентов на замену военной службы по призыву на АГС изначально неравные возможности. Собравшиеся даже отнесли АГС к вопросу философии, для решения которого нет однозначных критериев. Граждане, принадлежащие к какой-либо религиозной организации, как правило, предоставляют в призывную комиссию справку, и у них не бывает дальнейших проблем.

- Основная масса "альтернативщиков" принадлежит к религиозной организации "Свидетели Иеговы", - отметил Алексей Вовченко. - У них выдача справок поставлена на поток, и секты легко проходят систему контроля призывных комиссий. А если гражданин не принадлежит ни к какой организации, а исповедует религию самостоятельно, у него возникают серьезные дебаты с призывной комиссией.

И все же участники семинара согласились, что закон об АГС состоялся и работает, и главное его достоинство - он наконец-то поможет решить дилемму необходимости исполнения воинского долга и страха перед военной службой. Собравшиеся даже робко предположили, что закон поможет воспитать патриотов. Правда, по этому вопросу единогласия среди них не было.

Армия Минобороны