Великобритания, в основном опирающаяся на новичков в ЕС, отдавала приоритет экономической составляющей интеграции, считая политическую менее интересной. И тем более не допускающей даже намека на противостояние с США.
После же оглашения результатов референдума по евроконституции во Франции и Нидерландах и последовавшей за ним блокировке общего бюджета Великобританией, считающей, что деньги надо тратить в основном на НИОКОР, а не на сельское хозяйство, как предлагала Франция, Лондон значительно усилил свои позиции в ЕС. Особенно на фоне "личных" лидерских проблем Герхарда Шредера, "полупроигравшего" выборы в Германии, Жака Ширака, которому это, возможно, еще предстоит во Франции, а также Сильвио Берлускони, перманентно имеющего проблемы с симпатиями избирателей.
Для России сейчас крайне важно восстановить интенсивный диалог с Великобританией, несколько подпорченной позицией Лондона по выдаче запрашиваемых Россией чеченских террористов. Источники в российской делегации уверяют, что после трагических событий в Лондоне в июле официальные лица стали несколько по-иному смотреть на эту проблему. "Это рано или поздно скажется на судьбе всем известных товарищей", - считают в российской делегации.
Впрочем, помимо этой темы, которую специально поднимать на переговорах не собирались, российскому президенту и британскому премьеру было о чем поговорить. Во-первых, Англия, которая передает председательство в "большой восьмерке" России, во многом может посодействовать новичку в этом деле и уже помогает в организационных вопросах. Для Англии важна преемственность и реализация решений прошлого саммита в Шотландии.
Во-вторых, энергетическое сотрудничество, которое станет одной из главных тем на следующей встрече "большой восьмерки", интересно обеим странам. К примеру, российская нефть в общих объемах производства и прибылях английской BP составляет почти четверть. России же важно поставлять газ в Великобританию. Разговор на эту тему шел не только с Тони Блэром. Российский президент встретился также с девятью крупнейшими английскими бизнесменами, которые через британского премьера настойчиво просили Путина уделить им в Лондоне часть своего времени.
В-третьих, Британия активно участвует в рамках глобального партнерства в утилизации российских АПЛ и обещала выделить на эти цели до 2012 года 750 миллионов долларов.
В резиденции премьер-министра Великобритании Тони Блэра Владимир Путин не только провел переговоры, но и наградил тех английских офицеров, которые участвовали в операции по спасению российского батискафа АС-28. Орденом "За морские заслуги" награждены Голд Стюарт и Наттелл Питер - операторы подводного аппарата Военно-морских сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также Ричез Ян - капитан 2 ранга ВМС Соединенного Королевства. Орден Дружбы получили Холлоуэй Джонатан - капитан 1 ранга, Военно-морской атташе Соединенного Королевства в РФ, и Хьюитт Кейт - майор авиации Военно-воздушных сил Соединенного Королевства.
Естественно, что на переговорах с британским премьер-министром не могла быть не затронута и тема борьбы с терроризмом. По этому поводу Путин и Блэр приняли совместное заявление, в котором говорится: "Сегодня мы подтверждаем наше однозначное осуждение терроризма во всех его формах и нашу решимость укреплять существующее сотрудничество в борьбе с этим угрожающим всем нам злом". В документе отмечается, что Россия и Великобритания напрямую пострадали от жестокости и бесчеловечности терроризма.
Заявлению предшествовало посещение Путиным и Блэром КОБР - правительственного центра кризисного управления, находящегося под комплексом правительственных зданий "Уайт холл". "Экскурсию", которую устроил для российского президента Тони Блэр, можно было расценить как высшую степень доверия - в этом центре не бывал даже Джордж Буш, являющийся одним из лидеров антитеррористической коалиции. Перед Путиным и Блэром "отчитались" представители Скотленд-Ярда, Службы безопасности и Службы разведки. Путин поблагодарил Блэра за эффективное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом: "Мы оба понимаем глобальные угрозы сегодняшнего дня, в том числе угрозы терроризма. Российская сторона в высшей степени удовлетворена результатом и ходом встреч и благодарна за открытость в сотрудничестве".
Перед отлетом в Москву в аэропорту Владимир Путин подвел итоги саммита и состоявшихся переговоров. В целом лидер Российского государства остался доволен результатами своего вояжа, охарактеризовав достигнутые договоренности как "прагматичные и насыщенные". Особенно отметил президент высокий уровень доверия, с которым происходит развитие отношений России и ЕС: "Меня порадовала открытость наших партнеров".
Однако несмотря на общую благостную тональность, Путин заметил, что все-таки переговоры с ЕС идут непросто: "Такое ощущение имеет под собой основание. У нас много вопросов назрело для решения. Но добиваться их окончательного решения достаточно сложно". Так, проблемы в сфере визовых обменов Путин связывает прежде всего с вопросами открытости российских границ, и прежде всего на юге. Только на обустройство границы на Северном Кавказе потребуется несколько миллиардов долларов и несколько лет работы.
Российский президент призвал встать на разумную позицию и тех, кто пытается мешать реализации проекта северо-европейского трубопровода: "Реализация этого проекта не направлена против третьих стран. Мы никого не выдавливаем из совместной работы в сфере энергетики в Европе. Но политизировать экономические связи считаю контрпродуктивным, вредным и надеюсь, что мы не будем сталкиваться с проявлениями такого рода". По мнению Путина, практически вся европейская экономика заинтересована в этом проекте. Развеял Путин и одну из самых главных "страшилок" в сфере энергетики - о якобы чрезмерной зависимости Европы от российских энергоносителей. По его словам, за счет российских поставок покрываются 13,1 проц. потребностей Великобритании в нефти, 15,2 проц. потребностей занимают поставки российских нефтепродуктов, 23-24 проц. - поставки российского угля. "Вы считаете, что это такая большая зависимость?" - сказал Путин.