06.10.2005 03:00
Культура

Знаменитой песне "Вологда" исполняется тридцать лет

Знаменитой песне "Вологда" исполняется тридцать лет
Текст:  Владислав Куликов (Москва - Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (235)
Читать на сайте RG.RU

Этой осенью исполняется 30 лет "Вологде", не городу - песне! Песня стала символом легендарной группы. До сих пор мы говорим "Вологда" - подразумеваем "Песняры", говорим "Песняры" - подразумеваем "Вологда". А тридцать лет назад эта песня зазвучала впервые в прямом эфире...

 

По легенде, ее премьера состоялась в Колонном зале Дома Союзов. Концерт шел в прямом эфире по телевидению и радио, что было редким по тем временам. На концертах в Колонном зале Дома союзов в Москве была строгая традиция: никогда номера не "бисировались". Публика там собиралась официальная, проверенная, лишнего шума не устраивала. Но на сей раз после первого исполнения "Вологды" разразилась такая овация, что организаторы концерта даже растерялись. Что делать? Народ аплодирует, кричит "бис". И все это безобразие - в прямом эфире! Микрофоны не выключишь, телекамеры не отключишь... Поступила команда: "Пусть поют еще раз".

А дальше началось, как написали бы в былые годы, победное шествие песни по стране. С тех пор утекло много воды. Но песня "Вологда" не попала в разряд забытых мелодий. Она и сегодня находит своих слушателей, причем любят ее и стар и млад. Для одних она ностальгия по молодости, для других обещание светлой любви.

Может, потому широкие торжества и не нужны песне, которая по-прежнему входит в число лучших и любимых. Но все же тихий, почти семейный праздник, конечно, ожидается. Ради него собирается приехать в Москву первый исполнитель Анатолий Кашепаров, который сейчас живет в США. А барабанщик легендарного ансамбля Александр Демешко создает группу со старым названием... Нет, не "Песняры", а "Лявоны". Именно так изначально назывался известный и любимый коллектив.

В середине 60-х были именно "Лявоны" во главе с Мулявиным. Но такое название и свободолюбивый дух музыкантов, распевавших хиты "The Beatles" на своих концертах, не нравились партийным бонзам. Поэтому появилось другое название, под которым коллектив и прославился.

Прошло 40 лет, и "Лявоны" снова вернулись на сцену благодаря барабанщику Александру Демешко. Его наряду с Владимиром Мулявиным можно смело назвать отцом-основателем белорусского коллектива, завоевавшего популярность по всему миру. Идея вновь создать группу и дать ей старое название появилась в конце прошлого года. Спекулировать на бренде "Песняры" Александр Сергеевич не стал по этическим соображениям. "После смерти Володи Мулявина говорить о появлении группы с таким названием бессмысленно, - считает он. - "Песняры" - это в первую очередь он, заменить Володю не может никто, даже те, кто начинал вместе с ним".

Александра Демешко можно узнать по легендарным, хотя и изрядно поседевшим усам. Он живет в скромной двухкомнатной квартире на окраине Москвы. О своей карьере в прежних "Лявонах-Песнярах" рассказывает с удовольствием, ведь посвятил ей большую часть жизни:

- В 1965 году мы с Владиславом Мисевичем служили в армии в оркестре при штабе Белорусского военного округа, - говорит Демешко. - Там и познакомились с Володей Мулявиным. Спелись, и пошло-поехало. Демобилизовались, к нам присоединились Леня Тышко, Валера Яшкин, Валера Мулявин, брат Володьки. Создали ансамбль. Назвали "Лявоны" и стали работать под крышей Белорусской филармонии. Подыгрывали танцорам, куплетистам, свистунам из ревю "Лявониха". А когда сделали робкую попытку запеть, то в Минкульте Беларуси начался переполох. Чиновники стали придираться к костюмам, длинным усам и волосам. Мы позволяли себе вольности: играли запрещенную музыку, не обращали внимания на цензуру. Однажды во время концерта Влад Мисевич объявил: "А сейчас послушайте песню великих "Битлз"... И у худрука филармонии Аничкина от ужаса случился инфаркт. Петь "Битлов" нам надолго запретили. И название "Лявоны" тоже. В 1969 году мы ушли из ревю и стали самостоятельным ансамблем. Леня Тышко нашел в белорусской энциклопедии красивое слово "песняры". Под этим названием поехали покорять Москву на конкурс артистов эстрады. Стали лауреатами и завоевали бешеную популярность.

- Вы говорите про "The Beatles", а слушателям почему-то вспоминаются советские хиты, такие, как "Вологда", "Березовый сок", "Беловежская пуща".

- А что плохого в песнях советских композиторов? К тому же Владимир Мулявин всегда по-новому их аранжировал, благодаря чему они приобретали мелодичность и неповторимость. В нынешнем году исполняется 30 лет песне "Вологда". У нее - особая история. По просьбе главного редактора "Останкино" Ларисы Останковой мы сделали старой песне Мокроусова и Матусовского новую аранжировку, введя туда проигрыш на баяне. Никто из нас не предполагал, что "Вологда" станет хитом. Когда на концертах народ, как на футбольном матче, скандировал "Во-лог-да", "Во-лог-да", мы злились: ведь было много других, не менее хороших произведений. Популярность песни родила забавную легенду про "дом, где резной палисад": кто-то пустил слух, что в Вологде он такой один и там якобы находится городской кожно-венерологический диспансер.

- Исполнитель "Вологды" сладкоголосый Анатолий Кашепаров давно живет в США?

- Да, но это не значит, что он стал далек от музыки, - объясняет Демешко. - У Толи свой бизнес - он владеет пиццерией, в свободное время дает концерты для эмигрантов. Мы с ним постоянно общаемся. Когда я сказал, что создаю "Лявоны", Толя пришел в восторг: "Я тоже буду в группе". В ближайшее время он собирается в Москву, чтобы выступать с нами.

- Кто из ваших коллег по старому составу согласился сотрудничать с "Лявонами"?

- Я не кричал на всех углах о том, что возрождаю группу. Но информация пошла, и ко мне первым обратился Володя Николаев, прекрасный органист, с которым я знаком с 1972 года. Он, кстати, родом из Вологды, и именно ему принадлежала идея ввести в одноименную песню баянную партию. В начале 70-х он "заболел" "Песнярами", неоднократно приезжал в Минск на встречи с Мулявиным. После долгих проверок на профессионализм его приняли в ансамбль. В "Песнярах" Владимир Николаев работал с 1972 по 1981 год, потом ушел, чтобы в 1985 году снова вернуться. А теперь работает в "Лявонах". Толя Кашепаров предложил поработать... Обещает приехать из США.

- Репертуар "Лявонов" - старые хиты "Песняров"?

- В основном нет. Мы даем вторую жизнь народным песням, а также пишем новые. В "Лявонах" помимо нас с Николаевым работают голосистые и очень профессиональные музыканты: Роман Верещетин, Борис Высоцкий, Александр Новиков, Илья Черкасов. Все они выросли на "Песнярах" и верны ансамблевому пению. На концертах мы часто играем старые хиты, что вызывает у зрителей восторг. Недавно после выступления ко мне подошла женщина лет пятидесяти и говорит: "Такое чувство, что вы просто клонировали старых "Песняров": те же голоса, та же музыка, только другие люди. Но вас я помню, правда, в 70-х годах вы были более солидным, крупным мужчиной".

- Вас часто узнают на улицах?

- Такого, как раньше, когда за автограф готовы были на все, уже нет. Но бывают забавные случаи. Еду в лифте с дамой. Она на меня пристально смотрит и говорит: "Мужчина, я где-то вас видела. Вы случайно не играли в фильме "Три мушкетера"?

- Скучаете по былой славе?

- Нет, популярность быстро надоедает, к тому же такая, какая была у "Песняров". Мы работали как умалишенные, давая в день по четыре концерта. Понедельник, когда их было два, считался выходным. При таком жестком графике приходилось снимать стресс алкоголем. Даже соревновались с другими музыкантами, кто кого перепьет. Зато сейчас пью редко и мало ем - здоровья нет. Реанимирую себя музыкой.

- "Песняры" по праву считались лучшей фолк-группой века. Джорж Харриссон был в восторге от творчества ансамбля, в одном из интервью он сказал: "Если у нас будет концерт в СССР, то на разогреве будут играть только "Песняры"...

- Да, мировая общественность воспринимала нас прекрасно, но это никак не отражалось на наших доходах. В 1975 году поехали в Канны. Там на нас положил глаз продюсер Сид Гаррисон. Благодаря ему мы в том же году поехали в США с коммерческими гастролями. Ребята взяли кипятильники, сухие супы, тушенку, чтобы сэкономить суточные - 25 долларов на человека (американцы платили коллективу 500 долларов в день, половина уходила в бюджет родины, а оставшаяся сумма распределялась между 10 "песнярами" поровну. - Прим. авт.). В Штатах жили скромно: в дешевых гостиницах, скудно питались. Зато Гаррисон заработал на нас немало. Когда мы улетали, он стоял на коленях с вытянутыми к небу руками.

- Как вы думаете, у возрожденных "Лявонов" есть шанс стать популярной группой?

- Мы не стремимся быть в горячей ротации на радиостанциях, мелькать на телеэкранах страны и кричать на всех углах, что сделали "Песняры" номер два. Моя позиция - быть верным ансамблевому пению, играть только вживую и не делать из группы успешное "бизнес-предприятие". Мое мнение: когда превалирует страсть к наживе, можно забыть о творчестве. Мы не гнушаемся выступать как в сельских, так и в ночных элитных клубах. Гонорар за полуторачасовой живой концерт равен исполнению половины песни "под фанеру" звезды шоу-бизнеса средней величины. Это не говорит о том, что мы себя не ценим. Нет. Мы просто играем для людей.

"СОЮЗу" удалось связаться и с самим Анатолием Кашепаровым. Вот что он сказал для наших читателей:

- Спасибо за добрую память! По поводу моих выступлений. Как раз буквально на днях у меня был концерт для соотечественников. А предыдущий раз работал в Орландо, всем очень понравилось, долго никто не расходился. Я с большим удовольствием готов сотрудничать с Александром Демешко и его коллективом. Так что, до встречи в Москве!

Музыка