Как сообщают военные, отделение устройства от носителя прошло штатно, в расчетное время оно вошло в атмосферу и стало снижаться в сторону камчатского полигона Кура. А затем "Демонстратор" исчез. Специалисты утверждают, пока нельзя говорить, что аппарат утрачен: официально на его поиски отведено трое суток с момента запуска. Есть две версии причин "молчания" - аппарат приземлился там, где сигнал передатчика недоступен, или повреждение при посадке.
Пропавший "Демонстратор" уже окрестили "космическим парашютом": сегодня это единственное в мире многоразовое надувное тормозное устройство, предназначенное для возврата грузов с орбитальных станций. Весит аппарат по звездным меркам сущие пустяки - чуть больше 140 килограммов и сильно напоминает воланчик для бадминтона. Как утверждают конструкторы, в случае успеха "уникум" ждет бурное космическое будущее, ведь он позволит удешевить доставку из космоса на землю в разы. Дело в том, что обычно в качестве тепловых щитов на космических кораблях используются массивные металлические или керамические экраны, а для обеспечения мягкой посадки - парашюты. Все это вместе и весит, дай бог, громоздко. В новой же системе в качестве теплового щита используются керамические волокна и резина на основе кремния. В сложенном виде диаметр "Демонстратора" всего-то 80 сантиметров, но где-то за 150 секунд до входа в плотные слои атмосферы он принимает внушительные габариты. Специальный тормозной экран, изготовленный из термостойкого материала, "надувается" инертным газом, превращаясь в перевернутый двухуровневый конус. Экран не только гасит скорость почти в тысячу раз, но и обеспечивает мягкую посадку модуля.
В разработке аппарата, помимо специалистов центра им. Бабакина, принимали участие ученые НПО им. Лавочкина. Изготовлен он по заказу Европейского космического агентства и немецкой фирмы EADS ST. Планируется, что в будущем аппарат будет доставляться на МКС в сложенном виде на российских "Прогрессах" или на европейских "грузовиках" ATV. Инженеры надеются, что эта система сможет использоваться и для экстренного спасения экипажей.