Так что препятствие, стоявшее на пути создания правящего блока христианских союзов и социал-демократов, снято. Правда, еще предстоит протащить новый коалиционный кабинет через бундестаг. Малые партии - свободные демократы, "зеленые", Левая партия - наверняка проголосует против кандидатуры Меркель.
Вполне возможно, что и среди социал-демократов найдется немало ее противников. Так что вопрос о будущем этого, пока еще "виртуального правительства", остается открытым.
Тем не менее социал-демократы и христиане уже утрясли и вопросы с распределением постов. В ответ на уступку в виде постов канцлера и председателя бундестага социал-демократы "выторговали" себе у ХДС/ХСС солидные преференции. СДПГ получила "право первой ночи" в выборе министерств, которые они возглавят. Кроме того, однопартийцы Шредера получили в свое управление на одно министерство больше, чем консерваторы - соответственно восемь портфелей против семи у христианских демократов.
СДПГ, сообщает агентство ДПА, остановила свой выбор на таких важных министерствах, как ведомства иностранных дел, финансов, развития, юстиции, здравоохранения, охраны окружающей среды, транспорта и труда.
Кроме того, социал-демократы потребовали гарантий "порядочного поведения" со стороны бундесрата - верхней палаты парламента. Как известно, там подавляющим большинством обладают христианские партии. Отсюда и опасения социал-демократов, что бундесрат может "зачернить" выработанные "большой коалицией" правительственные проекты, за которые будут нести ответственность социал-демократические министерства. А кто из социал-демократов сядет в то или иное кресло, будет решено чуть позже руководством партии.
Последствия прихода к власти кандидата от ХДС/ХСС, разумеется, волнуют россиян. Мол, что же, теперь перестанем дружить с Германией, как дружили при нынешнем канцлере Герхарде Шредере? Ведь в прессе много писали о том, что Меркель больше смотрит на Запад, на США, чем на Восток, и может понизить уровень испортить отношения с Россией.
Большинство аналитиков не склонны драматизировать ситуацию. Достаточно вспомнить, что с христианскими демократами Россия ладила хорошо. Например, Гельмут Коль был тоже другом и Михаила Горбачева, и Бориса Ельцина. Добрые контакты между нашими странами в те времена год от года расширялись и укреплялись.
К слову, внешняя политика, в том числе и по отношению к России, будет во многом определяться социал-демократами. Поэтому можно надеяться, что Германия не пойдет сугубо антироссийским курсом.
Россия остается и останется одним из главных торгово-экономических партнеров Германии. Этого факта никто не отрицает и игнорировать не станет. Глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев уверен, что российско-германский диалог сохранит свою интенсивность по важнейшим направлениям европейской и мировой политики. Косачев подчеркнул, что блок ХДС/ХСС в своей программе призывает к улучшению германо-американских отношений, но "ни в коем случае за счет ухудшения российско-германских отношений".
Между тем
Как сообщила газета "Пассауэр нойе прессе", действующий канцлер Герхард Шредер заявил о своем предстоящем уходе из правительства ФРГ. "Мой жизненный путь выглядит иначе", - цитирует издание нынешнего федерального канцлера. Ранее не исключалось, что он может занять в новом правительстве пост вице-канцлера и министра иностранных дел.