Я думаю, что социал-демократы поставят Шредеру памятник. Потому что он в тяжелых трехнедельных переговорах выторговал для своей партии большинство мест в правительстве. Он сделал больше, чем это было возможно даже теоретически.
Канцлер Меркель будет очень слабым лидером, не способным на решительные шаги во внутренней, внешней, в социально-экономической политике без поддержки социал-демократов. Одновременно она будет подвергаться большому давлению со стороны своих собственных коллег из христианско-демократической партии. Таким образом, став канцлером, она загнала себя в ловушку.
Я думаю, что во внешней политике Германии больших перемен не будет. Христианские демократы и социал-демократы будут прежде всего заниматься внутренними реформами страны. Они будут стараться перестроить экономическую и социальную системы и даже изменить конституцию, чтобы убрать элементы блокады между разными партиями при согласовании законов в обеих палатах германского парламента.
Во внешней политике Германии будет сделан крен в сторону укрепления политического союза ЕС. Меркель будет стараться ближе сотрудничать с Америкой. В то же самое время в правительстве социал-демократы будут иметь достаточно большое влияние на МИД Германии и будут стремиться поддерживать тот резкий тон во взаимоотношениях с США так же, как они это делали до сих пор.
Я думаю, что Шредер за кулисами будет достаточно силен и влиятелен, несмотря на то, что в правительстве он не будет занимать никакого поста. Он будет следить за тем, чтобы его российская политика стала одним из главных элементов внешней политики нового правительства.
Я уверен, что преемственность энергетической политики Германии в отношении России сохранится. Это прежде всего касается вопроса строительства балтийского газопровода совместно с Россией. От этого проекта Берлин не откажется даже с приходом к власти христианских демократов. Ведь в программе их внешней политики нет пункта, в котором бы эта партия отказывалась бы от энергетического альянса с Москвой.
Будущее нового правительства Германии выглядит не очень оптимистичным. Многие немецкие эксперты полагают, что новая правительственная коалиция не продержится и двух лет. Возможно, что через два-три года в Германии будут перевыборы, на которых народ, а не политики будут решать, кто будет управлять страной.
точка зрения |
Михаил Маргелов,
глава комитета Совета Федерации по международным делам
В последние дни много говорили о политическом кризисе в Германии. Но кризис - это когда на вопрос нет ответа. А в Германии этот ответ найден. Образована большая, на этот раз красно-черная, правящая коалиция.
При этом население Германии больше интересовалось коалиционной программой, а не именем будущего канцлера. Красно-черная коалиция в состоянии и проводить либеральные реформы, и сопровождать их привычной для немцев социальной политикой.
Что касается российско-германских отношений, то они останутся на прежнем высоком уровне прочности. Это относится, в частности, ко всей энергетической проблематике. Тем более что пост министра иностранных дел - за представителем социал-демократов. А лидеры двух стран по-прежнему будут вести теперь диалог и на немецком, и на русском языке. Что, конечно же, сохранит зону взаимопонимания.
Подготовила Надежда Сорокина.
Фото с сайта www.vesti.ru