11.10.2005 00:00
Общество

Многие студенты не рады системе "бакалавр - магистр"

Многие российские студенты не заинтересованы в системе "бакалавр - магистр"
Текст:  Наталья Милованова (студентка ГУ-ВШЭ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3896)
Читать на сайте RG.RU

Напомним: это значит, что на первом уровне студенты будут грызть гранит науки четыре года. Возможно присвоение степени бакалавра выпускникам техникумов и колледжей. В магистратуре же, как правило, нужно учиться два года. Именно степень магистра открывает молодежи двери в большую науку. Две основные ступени дополняет докторский уровень.

Основные принципы Болонского процесса Россия обязана полностью "освоить" до 2010 года. Создание единого образовательного пространства Европы, взаимное признание дипломов университетами разных стран - все это, конечно, прекрасно. Однако двухступенчатая система "4+2" идет пока тяжело. Хотя, заметим, для России она в общем-то и не явилась чем-то уж совсем новым: некоторые вузы, в том числе и Высшая школа экономики, работают по ней уже более десяти лет. Как правило, свою точку зрения о плюсах и минусах системы до сих пор высказывали ректоры и преподаватели. А что думают студенты, во благо которых все и задумывалось?

- Когда мы учились, такая система была еще в новинку, - делится один из выпускников ГУ-ВШЭ. - Нам сказали, что мы можем закончить "пятилетку" и выйдем специалистами с практической направленностью. Если же мы хотим усилить теоретическую базу, то можно защитить диплом бакалавра, а потом перейти в магистратуру. Но большой разницы между двумя системами по уровню знаний не наблюдалось. Хотя, конечно, уровень диссертационной выпускной работы магистра был намного выше, чем диплом специалиста. Бакалавриат же у нас почти никто не выбирал - он не котируется у работодателей.

А вот что говорит Всеволод Бельченко, студент отделения деловой и политической журналистики:

- Новая система более гибкая: она дает возможность самим планировать образование. В бакалавриате студент получает базовое высшее образование - гуманитарное или техническое. А затем уже может специализироваться в магистратуре. Но, проучившись четыре года, многие еще и не знают, нужна им узкая специализация или нет. Тогда пожалуйста: поработай года два, а потом, если определишься, иди учиться дальше. Кроме того, "специалист" получает один диплом. Окончив же в бакалавриате, например, факультет экономики, ты можешь затем поступить в магистратуру на менеджмент. Фактически выпускник становится специалистом в двух областях. А значит - у него больше шансов найти работу.

Но есть в новой системе и существенный минус. Какой? Пока вузы переходят со своих привычных пятилетних учебных планов на двухступенчатую систему, накладок не избежать. Например, в магистратуре некоторые курсы совпадают с курсами бакалавриата, а некоторые до сих пор плохо отработаны и могут вовсе не пригодиться.

Не все вузы понимают, что магистратура - это не массовое, а более элитарное образование. Больше времени там нужно уделять индивидуальной работе со студентом. Не исключено, что вместо четырех лет базового образования плюс два года специализированного мы получим шесть лет того же массового образования. Поэтому необходимо качественно менять учебные планы и создавать в высшей ступени действительно новые специальности. Растягивать пятилетние планы на шесть лет просто недопустимо.

"Новые" дипломы вызывают недоверие и у некоторых российских работодателей. Кто такой магистр - им не понятно. А диплом бакалавра они считают неполноценным.

Задумывалось, что система "4+2" повысит мобильность студентов, предоставляя им шанс учиться и работать за границей. Но ведь 95 процентов наших студентов вообще не имеют возможности, и материальной прежде всего, учиться за рубежом. Не этим ли объясняется незаинтересованность большинства ребят в новой программе? Они не против - им по большому счету просто все равно.

  мнение работодателя

Наталья Седых, первый заместитель директора по персоналу Альфа-Банка: 

- При наборе персонала мы рассматриваем кандидатов только с дипломом специалиста или магистра. Сейчас при пятилетнем обучении на начальных курсах студенты получают общую теоретическую подготовку, а специализация начинается с четвертого-пятого курсов. Бакалавры проходят обучение в более сжатые сроки, что скажется на качестве обучения: мы можем получить выпускников либо только с теоретической подготовкой, либо, наоборот, с плохим знанием теории.

Елена Астафурова, руководитель отдела кадров страховой компании "Стандарт-Резерв":

- Важно не только образование соискателя, но и его деловые и личностные качества, опыт работы в данной сфере. Поэтому на рынке труда будут востребованы и магистры, и бакалавры.

Михаил Пелехатый, ректор Института нейролингвистического программирования:

- Западная модель подготовки кадров более гибко реагирует на потребности рынка. Однако недостаточно просто ввести две ступени высшего образования - необходимо изменить его содержание. Наши вузы, скорее всего, пойдут по более простому пути: "обрубят" пятый год обучения без изменения учебных планов. В этом случае реформа приведет лишь к падению качества образования: в рамках бакалавриата вузы будут выпускать некомпетентных специалистов. Компаниям, как и сейчас, придется доучивать выпускников, повышать их квалификацию до приемлемого уровня.

Между тем

На рассмотрении в Госдуме сейчас находится федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Предлагается установить уровни высшего профессионального образования: "бакалавр-магистр" (при сохранении непрерывной подготовки специалистов по ряду специальностей). С точки зрения минобрнауки, это позволит укрепить фундаментальный характер образования и облегчить адаптацию выпускников на рынке труда. Законопроект уже прошел согласование с федеральными органами исполнительной власти и организациями и должен быть принят депутатами в осеннюю сессию.

Образование