Церемония транслировалась в прямом эфире телеканалами BBC-2 и BBC-4. Букеровская премия вручается авторам, которые живут в странах Британского Содружества или в Ирландии. Победитель получает награду в размере 50 тысяч фунтов стерлингов. Писатели, вошедшие в шорт-лист, также награждаются поощрительными премиями в 2,5 тысячи фунтов.
А что же наш, русский "Букер"? Объявление "шорт листа" (см. "РГ" от 8 октября с. г.) вызвало неоднозначную оценку журналистов и критиков. Один из руководителей литературного журнала "Знамя", критик Наталья Иванова даже назвала этот список "аннигиляцией художественности".
Даже беглого взгляда на "шорт-лист" довольно, чтобы понять: нынешнее жюри сделало ставку на а) нестоличную литературу; б) социально-психологическую прозу. И это - жюри, возглавляемое Василием Аксеновым, который недавно публично отрекся от широкого читателя и заявил, что пишет для избранных. Правда, это случилось после того, как крупное американское издательство "Рэндом Хаус" отказалось выпускать его роман "Кесарево свечение", объяснив писателю, что он невнятен читательской массе. Впрочем, уже после отречения Аксенова от "масс" на телеэкранах с массовым успехом прошла "Московская сага".
Почему-то кажется, что нынешние метания Василия Павловича - кстати, нормальные для большого писателя - своеобразно отразились на "шорт-листе". Это попытка примирить социально-психологическую прозу с "чистой" художественностью. Или, как выразился на пресс-конференции Аксенов, соединить "живую жизнь" с "поисками жанра".
Что ж, в какой-то степени это удалось.
Денис Гуцко. "Без пути-следа". - журн. "Дружба народов", 2005, N 11,12; и Елена Чижова. "Преступница". - журн. "Звезда", 2005, N 1, 2. Самые молодые финалисты. И проза чем-то похожая. Прежде всего темой университета и абитуриентских страданий. И по возрасту, и по качеству своей прозы они не тянут на лауреатство.
Роман Солнцев. "Золотое дно" и "Минус Лавриков". - журн. "День и ночь", 2005, N 3-4; 5-6 и журн. "Нева", 2004, N 8. Впервые в финале "Букера" оказались сразу два романа одного автора. Но вряд ли и Роман Солнцев получит главный приз. Было бы совсем вызывающе вручить "Букер" за книги о строительстве гидроэлектростанций. Наталья Иванова этого не перенесет. Красноярский писатель Солнцев очень талантливый рассказчик. Но его большую прозу читать скучновато.
Борис Евсеев. "Романчик". - журн. "Октябрь", 2005, N 2 и Олег Ермаков. "Холст". - журн. "Новый мир", 2005, N 3, 4. Эти авторы идут вровень. Ермаков - помоложе, но поизвестнее, Евсеев - менее известный, но более опытный. За плечами Ермакова - афганская война, но сегодня Афганистан не такая острая тема, как Чечня. Евсеев в 70-е годы был близок к диссидентам, от которых затем отошел. В "Романчике" подвергнут остракизму Солженицын, правда, не как диссидент, а как писатель. По мнению Евсеева, никто из инакомыслящих не дорос до того, чтобы сказать Слово, все погрязли в мелком словоблудии. В активе Евсеева сочный, "многоголосый" язык и виртуозное умение рисовать живые образы, несколько карикатурные, но запоминающиеся. Очень возможно, что премию "Букер" в этом году получат Евсеев или Ермаков.
Последний финалист - Анатолий Найман. "Каблуков". - журн. "Октябрь", 2004, N 8, 9 и отдельное изд-е - М.: Вагриус, 2005. С точки зрения литературного опыта ему в списке нет равных. У Наймана отточенное словесное мастерство, которое признают даже лютые его враги. А врагов он нажил немало благодаря скандальным мемуарам.
Найман есть Найман. Его восприятие читателями всегда было полярным. Или любят, или ненавидят. Вообще-то хорошее писательское качество. Но вряд ли члены Букеровского жюри решатся на риск - вручить премию скандальной прозе.
Тем более что Найман слишком "литературен", а русский "Букер" под чутким аксеновским руководством, похоже, взял курс на соцреализм - не социалистический, а социальный. И между прочим, это совпадает с тенденциями английского "Букера". Давно замечено, что в Англии "Букер", как правило, получает проза большая и скучная, зато идейная и социальная.