От Усть-Илимска до впадения Ангары в Енисей - около 800 километров, и где-то на полпути уже издалека виднеется огромный рукотворный контур, перегородивший могучую сибирскую реку. Два с половиной километра бетона - это плотина строящейся Богучанской ГЭС, которая в недалеком будущем наверняка войдет в школьные учебники как одно из самых монументальных промышленных сооружений в новейшей истории России.
Впрочем, эпитет "строящаяся" применительно к Богучанской ГЭС (БоГЭС) нуждается в некоторых комментариях. Дело в том, что подготовительные работы на четвертой ступени Ангарского каскада близ города Кодинска были начаты еще в далеком 1974 году. Технический проект строительства датируется 1976 годом, работы начались в 80-м. К 1987 году русло Ангары успели перекрыть плотиной со временным шлюзом, а затем... Затем темпы резко упали, а последние 13 лет стройка стояла вообще без движения, регулярно поглощая немалые средства только на поддержание уже возведенных объектов в удовлетворительном состоянии.
В итоге на сегодняшний день готовность гидроэлектростанции к пуску составляет в среднем 55 процентов, в том числе первой очереди - около 70 процентов. Контрольный пакет акций БоГЭС (более 64 процентов) принадлежит компании "ГидроОГК" - "дочке" РАО "ЕЭС России". По мнению председателя правления "ГидроОГК" Вячеслава Синюгина, стоимость достройки станции составляет ориентировочно 1,5 миллиарда долларов. Где взять деньги?
Ответ на этот вопрос был получен минувшим летом, когда было объявлено о достижении договоренности по реализации масштабного строительного проекта в Нижнем Приангарье. Кроме завершения сооружения БоГЭС, он включает в себя строительство нового современного завода по производству алюминия. Партнерами по проекту выступают РАО "ЕЭС России" и компания "Русский алюминий" (РУСАЛ), подписавшие соответствующий меморандум о намерениях.
Новый проект создания Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) привлекает повышенное внимание сразу по нескольким обстоятельствам. Во-первых, именно представители частного российского бизнеса, которых нередко упрекают в эгоизме и забвении государственных интересов, взялись за решение многолетней крупномасштабной проблемы, значимость которой выходит далеко за рамки Восточной Сибири. При этом ставится задача реализовать проект с наибольшей эффективностью и в короткие сроки: ввести в строй первый пусковой комплекс Богучанской ГЭС планируется уже в 2010 году.
Во-вторых, создание БЭМО - это отличный пример комплексного подхода к вопросам регионального развития. Полная выдаваемая мощность новой станции составит 3000 мегаватт, из них около 1200 мегаватт будет потребляться новым алюминиевым заводом. Енисейский, Североенисейский, Мотыгинский районы Нижнего Приангарья, которые сейчас являются энергодефицитными, получат возможность покрыть этот дефицит. Строительство дорог, мостов, высоковольтных ЛЭП непременно приведет к оживлению лесохозяйственной деятельности в регионе. Поэтому в план формирования Ангарского промышленного узла входит также сооружение нескольких лесоперерабатывающих предприятий и крупного целлюлозно-бумажного комбината.
Следует сказать, что районы Приангарья - это богатейшая кладовая разнообразных природных ресурсов. Разведанные запасы золота тут составляют более 10 процентов от общероссийских. Здесь же одно из крупнейших в мире Горевское месторождение свинца, Порожинское месторождение марганца, залежи руд цинка, хрома, ниобия, магния... Без дорог, без электричества освоение всех этих богатств неизбежно растянется на долгие годы.
Наконец, не стоит забывать, что и новая ГЭС, и алюминиевый завод в городе Кодинске, и строительство автомобильных и железных дорог - это новые рабочие места для сибиряков. Местные власти, пожалуй, лучше всех остальных понимают значимость этого фактора. Не случайно на совещании в администрации Красноярского края глава Кежемского района Валентин Гомазов высоко оценил перспективы привлечения дополнительной рабочей силы и сокращения числа безработных.
Надо полагать, что взявшиеся за большое и трудное дело компании РУСАЛ и РАО "ЕЭС России" вправе рассчитывать на внимание и поддержку как региональных, так и федеральных органов власти. Речь идет прежде всего о реализации инфраструктурных проектов. Так, если не будет построена железнодорожная ветка до города Кодинска, то соинвесторы - РУСАЛ и РАО "ЕЭС России" -просто не смогут построить и эксплуатировать завод мощностью 500 тысяч тонн алюминия в год. В зоне ответственности федеральных структур находится также подготовка зоны затопления ГЭС, обеспечение площади водохранилища, решение комплекса экологических вопросов.
Судя по всему, эти проблемы находят понимание на правительственном уровне. Так, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф уже заявил о том, что затраты на инфраструктурные проекты в Приангарье должно взять на себя государство. В частности, прокладка железнодорожной линии Карабула - Кодинск (стоимость проекта - 500 миллионов долларов) будет финансироваться из инвестиционного фонда России. В целесообразности таких инвестиций, способствующих возрождению застывшего на рубеже веков сибирского энергетического гиганта, сомневаться не приходится.
Справка "РГ"
Компания РУСАЛ входит в тройку мировых лидеров по производству первичного алюминия. Компания была создана в марте 2000 г. в результате слияния ряда крупнейших алюминиевых и глиноземных заводов СНГ.
РУСАЛ - вертикально-интегрированная компания, на предприятиях которой осуществляется полный цикл: от добычи и переработки сырья до производства первичного алюминия, полуфабрикатов и продукции высокого передела. В последнем рейтинге "500 крупнейших компаний России", составленном журналом "Финанс.", "Русский алюминий" занимает высокое 14-е место. Объем годовой выручки компании в 2004 г. увеличился на 13 процентов и составил 155 миллиардов 574 миллионов рублей.