11.10.2005 04:35
Экономика

Депутаты одобрили в первом чтении закон о налоговом администрировании

Взяв на вооружение новый закон проверки и ставки
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №0 (527)
Читать на сайте RG.RU

Однако пилюлю подсластили: практически одновременно М. Фрадков в очередной раз попросил ведомства просчитать возможность снижения НДС с 18 до 13 процентов с 2007 года (подробнее см. прошлый номер "РБГ"). Причем настойчиво и в 2-недельный срок.

Итак, законопроект, принятый в пятницу, вносит несколько изменений в первую часть Налогового кодекса. В нем, в частности, уточняется, кто считается налоговым резидентом России. Сейчас резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в году. В результате получается казус: все россияне первые полгода, если следовать букве закона, должны платить налоги как иностранцы, и к ним, по идее, при расчете налога на доходы физлиц нужно применять налоговую ставку 30 процентов.

В поправках это недоразумение устраняется. Налоговый кодекс дополнен положениями, уточняющими понятие налогового резидента РФ.

Кроме того, в законопроекте определяются понятия "налоговая отчетность" и "уточненная налоговая отчетность" и предусматриваются положения, направленные на упорядочивание документооборота, в том числе за счет конкретизации документов, предоставляемых налоговым органом по итогам налоговых и отчетных периодов. При этом ограничивается право налоговых органов на истребование первичных документов и повторного предоставления документов при проведении камеральных налоговых проверок.

В законопроекте также прописаны задачи камеральной налоговой проверки и упорядочен порядок ее проведения. Согласно законопроекту "камеральной налоговой проверкой признается налоговая проверка за соблюдением законодательства, проводимая налоговым органом по месту его нахождения на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), документов, которые налогоплательщик вправе представить для подтверждения данных налоговой отчетности, документов, истребованных налоговым органом для целей данной проверки, а также документов (информации), содержащихся в информационной системе налоговых органов.

По мнению экспертов, это определение включает в себя весь массив информации, и в результате получается, что камеральная проверка отличается от выездной только местом ее проведения. Фактически, нужно будет приносить в налоговую инспекцию весь массив документов для проведения полного анализа, тогда как изначально предполагалось, что камеральная проверка - это всего лишь контроль за правильностью расчетов.

Законопроектом уточняется порядок проведения выездных налоговых проверок и конкретизируются сроки их проведения. Устанавливается, что выездная налоговая проверка может проводиться в течение года не более двух раз. Предельный срок проведения проверки - 2 месяца, для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. В исключительных случаях руководителем Федеральной налоговой службы или его заместителем может быть принято решение о продлении этого срока, но не более чем на четыре месяца.

Налоговые аналитики считают, что сроки проведения налоговых проверок в законопроекте регламентированы недостаточно строго. Теоретически, соблюдая все условия, прописанные в законе, можно проверять организацию круглый год. Но даже если взять две проверки в год, без продления сроков проведения, то четыре месяца - это достаточный срок, чтобы блокировать работу любой организации, считают эксперты.

Между тем на прошлой неделе представители Федеральной налоговой службы рассказали о том, как они сейчас работают с крупными налогоплательщиками. Оказалось, что "эффект "ЮКОСа", как его назвали налоговые чиновники, вызвал рост числа компаний, по доброй воле доплативших налоги в бюджет.

По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Татьяны Шевцовой, крупнейшие налогоплательщики предпочитали при возникновении претензий по налогам за предыдущие годы добровольно погашать такие задолженности, не дожидаясь судебных разбирательств.

Напомним, что в России к этой категории относят предприятия, выручка и активы которых превышают 10 миллиардов рублей. При этом их налоговые начисления больше 1 миллиарда рублей. Для предприятий связи, транспорта и алкогольных отраслей эти показатели ниже и составляют соответственно 300 и 500 миллионов рублей. На сегодня в России насчитывается более 2,5 тысячи предприятий, соответствующих этим критериям.

Печальный пример "ЮКОСа" сделал этих налогоплательщиков крайне законопослушными. "В случае возникновения претензий по налогам и сборам большинство налогоплательщиков самостоятельно предоставили налоговые декларации и доплатили налоги в бюджет", - сообщила Татьяна Шевцова. Общая сумма налоговых претензий к крупнейшим налогоплательщикам оказалась в 9,7 раза больше в 2004 году по сравнению с 2003-м. При этом большинство компаний урегулировало этот вопрос в досудебном порядке.

Малый бизнес Налоги