На прошлой неделе похоронили двух школьников: семиклассника 77-й хабаровской школы Максима Овсянникова, который умер от инфаркта после урока физкультуры, и 14-летнего питерца Рому Лебедева, доведенного до самоубийства учительницей.
Злосчастный урок физкультуры в Хабаровске вела учитель высшей категории Ирина Кидина (сейчас она сама на больничном с сердечным приступом). Мальчику во время трехкилометрового кросса стало плохо, он споткнулся и упал на бордюр. Его забрали на "скорой" в больницу, где ребенок умер. Как следует из медицинской карты, Максим серьезными заболеваниями не страдал и не стоял на учете у кардиолога. Медосмотры в школах проводятся раз в год, но насколько они эффективны? Кстати, в Хабаровске это уже второй за последние пять лет подобный случай.
- Конечно, нужны глубокие обследования, - признает директор школы Ирина Куба. - Если раньше лишь единицы освобождались от физкультуры, то сейчас на весь класс здоровых - лишь двое-трое. 70 процентов детей в городе имеют отклонения по медицинским показаниям, причем ежегодный рост заболеваемости - 12-15 процентов. Хронически больны, по данным местного управления здравоохранения, 36 процентов школьников.
В Санкт-Петербурге случай и вовсе вопиющий. Роман Лебедев положил голову на рельсы проходящего поезда. В предсмертной записке он обвинил во всем учительницу, которая заставляла его мыть полы в классе, потому что семья мальчика не могла сдать 350 рублей на нужды школы. На вопрос, кто виноват в трагедии, ответит следствие. А пока вспоминаются аналогичные случаи. Например, когда под поезд бросился 15-летний житель Пскова. Тогда подростка, идеалом которого был Курт Кобейн, назвали сатанистом. Прокурорская проверка списала инцидент на распространенность "черной" или сатанистской литературы. А вот равнодушие родителей и агрессию учителей решили во внимание не принимать. Другой случай произошел тоже в Питере: подростки Ольга Эйса и Евгений Бойцов прыгнули с 16-го этажа. Инициатором была Ольга. Как выяснилось, ее родители не гнушались рукоприкладством, педагоги не понимали...
В случае с Ромой Лебедевым причины суицида не удастся списать на сатанизм или клуб самоубийств. Его учительница - заметим: заслуженный педагог! - Вера Шелдукова уволилась, указав в заявлении, что погибший мальчик опорочил ее репутацию. Официальные лица комментариев до суда не дают, а коллеги отзываются о классном руководителе только казенным языком, заимствованным из характеристик.
Трагедии вроде бы и несхожие. Но их объединяет полное небрежение к конкретному ребенку. В одном случае всем в школе было наплевать на физическое здоровье ученика, во втором - на душевное.
мнения |
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- Это трагедия для всех нас. Не хотел бы давать каких-то оценок действий учительницы в Петербурге, ведь сейчас идет следствие. Но могу сказать, что выводы, которые мы сделаем, будут касаться не только этого педагога и этой школы.
Ситуация с взиманием денег с родителей ненормальная, здесь надо что-то менять. Да, школа в принципе может в какой-то части использовать родительские деньги. Но мы должны создать систему, в которой это будет делаться четко и по правилам. Я уверен: если бы порядок здесь был наведен раньше, то по крайней мере питерской трагедии можно было бы избежать.
Школа очень мало занимается воспитанием. Сейчас мы будем по тысяче рублей доплачивать за классное руководство. Причем классный руководитель по положению, которое разрабатывает минобрнауки, получит новые функции - воспитательные. Это должна быть не формальная должность.
Валентин Сонькин, доктор биологических наук, заместитель директора института возрастной физиологии РАО:
- В хабаровской трагедии, как в зеркале, отразился целый набор болезней нашего общества. Здесь и недостаточный медицинский контроль, потому что допуск к уроку физкультуры - прерогатива только школьного врача. Здесь и несоблюдение правил безопасности - следствие недостаточной квалификации педагога. Здесь и плохое здоровье самих ребят. Уровень их физической подготовленности на 20-30 процентов ниже, чем у поколения родителей. Слабые у нас дети. Но ведь для их физического развития в нынешней урбанизированной среде нет никаких условий. Вне школы детям негде двигаться, играть. Все, что можно было занять гаражами, заняли. Все, что можно было застроить, застроили. Кроме того, многие папы и мамы просто боятся выпускать детей во двор, опасаясь за их безопасность.
Со школьной физкультурой тоже беда: очень мало профессиональных педагогов. Даже в Москве их не больше 60 процентов. А ведь учитель физвоспитания - специальность сложная, требующая определенной подготовки. Но выпускники педвузов предпочитают идти тренерами в какие-нибудь спортивные комплексы или тренажерные залы, где им платят в 10-20 раз больше, чем в школе. А ответственности куда меньше.
Александр Тубельский, директор московской "Школы самоопределения":
- Конечно, можно обвинить во всем педагога, как это было в шоу Андрея Малахова. Но виноваты мы все: потому что зачастую не считаем детей за людей. В подростках мы видим покорное существо, а не личность. Школа из всех элементов общества - самый консервативный, а стиль отношений там по-прежнему командно-административный. Демократичный и гуманистический уклад до сих пор не стал заботой директоров, никто просто не обращает на это внимания. А проигрывают в итоге все. Ведь если в школе ребенок не почувствует отношения к себе как к равному, он никогда не выйдет из школы с демократическим сознанием. А значит, мы очень нескоро придем к равноправному и гуманному обществу.
Но есть еще и вторая сторона вопроса. Ведь как бы ни была плоха учительница, которая заставила ребенка мыть полы из-за того, что он не сдал деньги, - здесь тоже есть элемент неправды и лицемерия. Да, деньги собирать нельзя, учитель не имеет на это права. С другой стороны, директор говорит: "Класс ремонтировать надо, денег на это государство не дает, собирайте с родителей". Из-за этой неправды - все беды. Это делает учителя заложником, ставит его в нечестную позицию. Нисколько не оправдываю эту учительницу из Петербурга, но тем не менее это так. Учительница в Хабаровске, которая "загоняла" мальчика на кроссе, ведь тоже, наверное, руководствовалась какими-то требованиями стандарта. И вот когда ребенка оставляют позади всех этих формальных требований - происходит трагедия.
Вообще есть директора и учителя, которые действуют только в интересах детей, а есть такие, кто действует в интересах вышестоящих инстанций. Мой коллега, директор интерната, где я начинал свою работу, говорил: "В роно на меня так кричали, пугали что ли? Так я на войне уже свое отбоялся". Ему объявили выговор, но у наших детей тогда все-таки появлялась новая одежда. И это было главное. С тех пор я понял, что главное в школе - это ребенок. И каждый должен сделать выбор. Где выход? Он - в общественном соуправлении школой, в управляющих или попечительских советах. Наш совет школы состоит из детей, родителей и учителей. Причем детей и учителей избирают тайным голосованием на выборах. Родителей - на родительском собрании. Решениям совета должны подчиняться все граждане школы. Но если такой управляющий совет будет сформирован сверху - это фикция.