Россия, даже не являясь членом Европейского союза, активно участвует в укреплении общеевропейского дома. Логика тут проста: не хочешь неприятностей в собственной семье, по мере возможности предотвращай конфликты у соседей. У нас государство огромное, соседей много, а потому к российскому опыту миротворчества внимательно присматриваются и в центре, и на окраинах континента. Несколько лет назад даже образовалась своеобразная европейская "дуга безопасности": Москва - Берлин - Париж.
После смены руководства в Германии, считают некоторые эксперты, вектор берлинской тяги может развернуться на 180 градусов.
Ангела Меркель не раз давала понять, что в случае победы на выборах сделает ставку на укрепление связей внутри Европейского союза и с Соединенными Штатами Америки. Такие изменения в политике явно не устраивают Францию, а потому долгосрочное сотрудничество с Россией становится в новых условиях "альфой и омегой" ее внешнего курса.
Особый пиетет Франции к нашей стране был хорошо заметен на вчерашней пресс-конференции в Париже. Его подчеркивал даже внешний антураж. Например, глава военного департамента Мишель Альо-Мари, ранее предпочитавшая элегантные, но строгие костюмы, на сей раз появилась в платье с огромной брошью. Она явно хотела произвести впечатление на российских гостей. Не отставал в этом стремлении и министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази. По его словам, взаимопонимание у наших стран существует практически по всем вопросам европейской и мировой безопасности. А если и есть разногласия, то не принципиальные.
Вчера министры успели обсудить и ситуацию в "горячих точках" планеты, и нераспространение оружия массового уничтожения, противодействия международному терроризму. Шел разговор и о двустороннем сотрудничестве, а отношения стран в военной области министры обороны России и Франции обсудили отдельно.
- К нашим отношениям подходят многие термины, кроме одного - "соперничество", - оценил уровень взаимоотношений военных ведомств Сергей Иванов.
Он напомнил о совместных учениях, обмене делегациями, а также упомянул новую сферу возможного приложения сил - контакты по линии европейского оборонного агентства. Оно занимается разработкой перспективных образцов оружия и боевой техники для ЕС. "Недавно агентство заключило договор с Канадой, не являющейся членом Европейского союза, - рассказал министр. - Это внушает надежду, что и Россия сможет в перспективе продвигать свою оборонную продукцию на европейском оружейном рынке". Когда журналисты поинтересовались у Сергея Иванова, как он относится к возможности создания новых американских военных баз в Средней Азии, долго раздумывать над ответом министр не стал:
- Это дело суверенных государств. Однако если страна является членом организации Договора о коллективной безопасности, то она обязана проинформировать о таких планах Россию и при решении этого вопроса учитывать наши интересы.
Достаточно подробно министры обсуждали так называемый иранский вопрос.
Принципиальных разночтений у французской и российской сторон здесь тоже нет: Иран вправе заботиться о своем энергетическом обеспечении. Однако контроль МАГАТЭ по-прежнему необходим.
- Иран не занимается обогащением урана, - оценил ситуацию Сергей Иванов. - Если бы он это делал, обстановка была бы кардинально иной.
Вообще все, что касается нераспространения оружия массового уничтожения - ядерного, биологического или даже сильнодействующих ядов, - Россия готова сотрудничать с любыми заинтересованными странами.
Что и доказала в прошлом году, когда пригласила иностранных наблюдателей на специальные учения, где отрабатывались вопросы безопасности транспортировки ядерного оружия. В нынешнем году подобные мероприятия прошли в Великобритании и США.