Накануне глава минрегиона Владимир Яковлев лишь в общих чертах говорил о значимости и основных задачах программы, правда, при этом назвал "цену вопроса". Министр заявил, что только в течение двух ближайших лет на достижение "доступности и комфортности" будет выделена из федерального бюджета беспрецедентная сумма - 213 миллиардов рублей. В свою очередь, глава Росстроя Сергей Круглик нашел возможность более подробно сообщить, какие же конкретные приоритеты закладывали разработчики при подготовке документа.
По-прежнему решение жилищного вопроса в девяти случаях из десяти предполагается решать рыночными методами. То есть попросту речь идет о приобретении жилья гражданами на первичном или вторичном рынке. Лишь 9 процентов всех домохозяйств, по оценкам авторов программы, не смогут обеспечить себя жильем самостоятельно и потому будут нуждаться в предоставлении социальных метров.
Но малообеспеченные (и материально, и с точки зрения жилплощади) - это не единственная социальная группа, попавшая в число приоритетных для оказания государственной поддержки. В первую очередь, по словам Сергея Круглика, государство намерено позаботиться о доступности жилья для молодых семей, в том числе молодых специалистов, согласных поднимать село. Социальная подоплека такого подхода понятна: это и попытка смягчения демографической проблемы, и закрепление молодых перспективных кадров в сельском хозяйстве.
Меры, на которые готово пойти государство, действительно очень серьезные. Впервые речь идет о том, что приобретение жилья молодежью до 30 лет с помощью ипотечного кредита будет осуществляться вообще без первоначального взноса, который сегодня доходит до 40 процентов стоимости будущей квартиры. Точнее, банки взнос этот, конечно, получат (иначе они просто откажутся участвовать), но вноситься он будет за счет бюджетных средств, как федеральных, так и региональных и местных. Параллельно будет действовать и система предоставления субсидий на приобретение готового или строительство нового жилья.
Впрочем, развивать ипотечное кредитование предполагается и в расчете на все остальное население. Увеличение числа и объемов кредитов в ближайшие годы в 20 раз планируется достичь за счет обеспечения государственной поддержки рефинансирования ипотечных кредитов (этим занимается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) и формирования рынка ипотечных ценных бумаг.
Самым тесным образом с развитием ипотеки, повышающей платежеспособный спрос на жилье, связано и увеличение объемов строительства жилья, то есть его предложение на рынке. Если эти два направления не сбалансировать, неизбежно произойдет резкий скачок в стоимости квадратного метра. Именно поэтому при подготовке программы эксперты анализировали, что именно нужно сделать, чтобы помочь строительному бизнесу.
"Узкие места" известны: это, например, трудности с подведением коммунальной инфраструктуры при отведении новых площадок под жилые микрорайоны и модернизация действующих мощностей при уплотнении застройки. Много претензий у строителей и к процедуре оформления всей необходимой для строительства документации: от разрешения на землеотвод и согласования проекта и до принятия уже готового жилья в эксплуатацию. Финансовая господдержка будет сосредоточена именно на этих направлениях - для снижения административных барьеров и для обеспечения стройплощадок.
При этом ключевым принципом практически по всем пунктам программы остается ее софинансирование: чтобы получить федеральный рубль по любому из пунктов, регион должен будет внести и свою собственную вполне осязаемую лепту.