"Дышать нечем!" - жаловались народные избранники Сергею Шойгу.
Тушим, успокаивал депутатов министр, в горящих районах создана специальная группировка. Тушение этих пожаров действительно сложно и опасно, техника проваливается, воды не хватает. Не хватает средств, чтобы расплатиться за авиакеросин для самолетов, занятых на тушении пожаров. К тому же, по словам Сергея Шойгу, торфяные пожары относятся к ведению территориальных и муниципальных органов власти. И это тоже создает проблемы. Министр сообщил, что готовится законопроект, который объединит всех пожарных в федеральной структуре. И финансироваться они будут из федерального бюджета. Это, конечно, не гарантия того, что гореть будем меньше, зато бороться с пожарами можно будет эффективнее.
Министр сообщил депутатам, что около 75 процентов чрезвычайных ситуаций в России техногенного характера. Природные составляют 20 процентов, биолого-социальные - четыре процента, а террористические акты - менее одного процента. Больше всего людей страдает от природных чрезвычайных ситуаций - до 80 процентов от общего количества. В техногенных чрезвычайных ситуациях - около 10 процентов, в биолого-социальных - около 8 процентов, при террористических актах - около 3 процентов. Прямой ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет в среднем около 100 миллиардов рублей в год. С учетом косвенных ущербов эта цифра достигает 450 - 500 миллиардов рублей.
Шойгу сообщил, что в России сформирована и функционирует единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Более семи тысяч организаций и учреждений занимаются мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций. Создана и действует в круглосуточном режиме система реагирования на чрезвычайные ситуации. В этом году проведено более 11,5 тысячи спасательных операций, в которых спасено свыше 57 тысяч человек, сохранено материальных ценностей на сумму свыше 14 миллиардов рублей, оказана помощь более полутора миллионам граждан. Всего за последние годы проведено более 200 тысяч спасательных операций. Организована деятельность единых диспетчерских служб во всех регионах. Идет паспортизация территорий на предмет их предрасположенности к чрезвычайным ситуациям и опасных объектов. В регионах созданы финансовые резервы в объеме 10 миллиардов рублей и заложены материальные ресурсы для ликвидации чрезвычайных ситуаций на сумму 7 миллиардов рублей. Правительственный резервный фонд по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определен в составе 3 миллиардов рублей. Таким образом, заметил Шойгу, консолидированный бюджет превышает около 20 миллиардов рублей. И эти деньги, по его мнению, "при необходимости позволят оперативно осуществлять меры по предупреждению и ликвидации аварий и катастроф.
Правда, беспокойство министра вызывает прогноз, выданный Академией наук о возможном разрушительном сейсмособытии на Камчатке. "МЧС к нему активно готовится, но, дай бог, чтобы ничего не произошло". Тревожат его и объекты жилищно-коммунального хозяйства - 58 процентов систем жизнеобеспечения, относящихся к ЖКХ, сказал Шойгу, находятся в довольно ветхом состоянии и давно выработали свой ресурс. Серьезной остается проблема, связанная с сейсмоустойчивостью зданий и сооружений на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Кавказе.
Люди, попавшие в чрезвычайную ситуацию, как правило, с надеждой смотрят на МЧС. И как бы ни была почетна и благородна роль спасателей, Шойгу считает, что "мы должны шаг за шагом приучать население к заботе о себе, о своих семьях, своих домах". И не устраиваться там, где опасно. Шойгу вспомнил наводнение на юге страны - из 36 тысяч домов, снесенных паводком, только 40 процентов были размещены на безопасных территориях и только 0,4 процента из них были застрахованы. Основной механизм экономической поддержки населения - это все-таки страхование от рисков, считает министр. Но при этом Шойгу убежден, что страховщики не только должны заниматься сбором средств, но и отвечать за жизнь и здоровье людей, которые пострадали в чрезвычайных ситуациях. Страховщики, по его мнению, должны участвовать в финансировании и спасательных работ, и лечения граждан, которые пострадали в автокатастрофах. Шойгу сообщил депутатам, что соответствующие поправки к закону об "автогражданке" подготовлены и в ближайшее время будут внесены в Госдуму.
Информация Сергея Шойгу впечатлила депутатов. Они отметили и самоотверженность спасателей, и смелость самого министра. Однако некоторые при этом высказали пожелание, чтобы ситуация в стране изменилась настолько, чтобы МЧС стало не нужным.
Шойгу обиделся и за страну, и за спасателей, назвав неверными утверждения, что "Россия находится на позорном первом месте по числу чрезвычайных ситуаций".
Он заявил, что российская система более эффективна и более подготовлена к разного рода катастрофам и чрезвычайным ситуациям. Не случайно вслед за нами подобные службы созданы в Японии, Китае. И МЧС - "это не похоронная команда". Спасатели ежегодно спасают 94- 95 тысяч человек. Четыре человека в час. Получается, что за те два часа, что длился "правительственный час", спасено восемь человек.