14.10.2005 04:00
Власть

Ара Абрамян: судьба российско-армянской дружбы

Останутся ли экономическими партнерами Россия и Армения?
Текст:  Андрей Сацкевич
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3900)
Читать на сайте RG.RU
Российская газета | Во главе представительной делегации из различных российских регионов вы совсем недавно побывали в Армении. Это уже стало традицией. Каковы основные цели подобных поездок?

Ара Абрамян | Действительно, уже пятый год с момента образования Союза армян России мы организовываем массовые поездки армян, проживающих в Москве и Петербурге, представителей армянских общин Ростова, Краснодарского края, Сибири, Дальнего Востока, Севера. Сегодня в России проживают более 2 миллионов армян. Мы хотим, чтобы они сохранили связи со своей исторической родиной. Мы хотим, чтобы через них в Армении постоянно ощущалось присутствие не только российских армян, но и России. В этом году состоялась наша юбилейная поездка в Армению. Союзу армян России исполнилось пять лет. Мы осуществляем гуманитарную деятельность в республике. Это строительство дорог, обеспечение водоснабжения в деревнях, ремонт и строительство детских учреждений, компьютеризация многих школ в республике. Ведущие профессора и преподаватели различных российских вузов читают лекции в институтах и университетах Армении. Российские врачи проводят консультации, ведут прием больных в клиниках Армении. В состав нашей делегации всегда входят представители российской общественности, члены российских писательских организаций, журналисты. В этом году в Армению поехали студенты Московского лингвистического университета, которые изучают армянский язык. Думаю, что для них это прекрасная возможность познакомиться со страной и народом, язык которого они изучают.

В этом году поездка и все наши мероприятия проводились в рамках "Года России в Армении". Раньше была прекрасная традиция - декады союзных республик друг у друга. Сегодня такие декады не проводятся, но проводятся Годы России в других государствах СНГ. В 2005 году в Армении отмечают Год России. В следующем году в России будет представлена уже Армения. Это попытка сохранить единое культурно-информационное пространство, сохранить дружеские отношения между нашими народами и государствами.

РГ | Как вы думаете, сохранилась ли сейчас прежняя симпатия армянского народа и общественности к России? Ведь некогда даже говорили о том, что Армения может присоединиться к союзу Россия-Белоруссия. Или в этой сфере происходят какие-то изменения?

Абрамян | Должен признаться, что в массе своей как в политических кругах, так и у широкой общественности Армении сильны пророссийские настроения и вообще симпатии к России. Достаточно сказать, что в Армении работают все российские телевизионные каналы, Россия очень широко представлена в информационном и культурном пространстве. В Армении размещена российская военная база, российские пограничники охраняют границы Армении вместе со своими армянскими коллегами. На очень высоком уровне находятся военно-политические отношения между нашими странами.

Однако в последнее время наблюдаются весьма тревожные тенденции в этой сфере. Думаю, что в России следовало бы задуматься над этим. Есть определенная негативная динамика в настроениях общественности по отношению к России. Все большее число жителей Армении сегодня смотрят не только на Москву, как на центр силы, с помощью которой можно решить все свои проблемы. В республике все чаще оглядываются на Брюссель и особенно на Вашингтон. В регион все больше вовлекаются другие центры силы. Они оказывают и культурное влияние, создают свои университеты, учебные центры, сетевые структуры. Они же внедряются в экономическую и социально-культурную жизнь республики. Достаточно сказать, что сегодня газопровод в Армению строит не Россия и даже не Америка, а Иран. Строительство очередного энергоблока на Разданской ГРЭС скорее всего перейдет по тендеру к Ирану. Это говорит о том, что Армения даже в сфере энергоносителей в скором будущем гораздо меньше будет зависеть от России, не говоря уже о том, что по целому ряду направлений российское присутствие в Армении практически не ощущается.

РГ | Какие действия России, на ваш взгляд, могли бы исправить сложившуюся ситуацию, учитывая "оранжевые революции" на Украине, в Грузии, события в Киргизии? Решимость Соединенных Штатов осуществить смену режимов и в других республиках постсоветского пространства не исключает возможность подобных действий по отношению к Армении? Не может ли ослабление позиций России в Армении обернуться потерей всего постсоветского пространства для России? Ведь это же сфера ее жизненных интересов.

Абрамян | Думаю, что перспектива "оранжевой революции" в Армении весьма и весьма проблематична. Оппозиция разрознена, власть достаточно консолидирована. Проблема в Армении не в том, что какие-то "либералы", ориентированные на Запад, могут осуществить смену власти и провозгласить курс на Вашингтон, на НАТО, на Евросоюз и т.д.

Дело в том, что в Армении и властные структуры, и оппозиция, и общественность ожидают от России более активных и ощутимых действий в регионе. В первую очередь речь идет о том, чтобы заводы, которые были получены Россией за долги, заработали, чтобы армянская общественность и политические круги видели, что Россия действительно заинтересована в сохранении своего экономического присутствия в регионе. Это создало бы рабочие места, это сделало бы присутствие России более осязаемым в самой сложной для Армении сфере - социально-экономической. Важно, чтобы Россия участвовала и в строительстве газопровода, и других объектов в республике.

Кроме того, российское участие в регулировании армяно-турецких отношений имело бы большое значение. Многие в Армении считают весьма странным, что Россия, на стороне которой армяне воевали против Османской империи, и это было использовано турками для геноцида армянского населения, сейчас полностью самоустранилась от процесса армяно-турецкого урегулирования. Инициатива в этой сфере фактически полностью находится в руках Вашингтона. Определенное участие в этом вопросе принимает Европейский союз и некоторые другие европейские государства.

В Армении ожидают также более активного участия России в карабахском урегулировании.

Многие общественные и политические круги считают, что Россия предпринимает недостаточно усилий для того, чтобы открыть железную дорогу через Грузию. Некоторые в России утверждают, будто армянские власти недостаточно активно ставят эти вопросы перед своими грузинскими коллегами, которые под предлогом "наказания" Абхазии на самом деле наказывают Армению. Необходимо активизировать армяно-российские консультации с тем, чтобы найти решение этих острых экономических и политических проблем, чтобы вместо дальнейшей дестабилизации этого региона в связи с уходом российских баз из Грузии превратить его в зону мира, в зону реализации масштабных экономических и инфраструктурных проектов, которые могли бы общими интересами связать этот регион воедино.

РГ | Могли бы вы предложить какой-то механизм взаимодействия, который углубил бы экономические и социально-культурные отношения между Россией и Арменией?

Абрамян | Я уже говорил, что наши поездки в Армению, широкое представительство как российских армян, так и представителей российской общественности в целом призваны сохранить и укрепить наши связи в самых разных сферах жизнедеятельности двух государств. Но на данном этапе этого мало.

Во время недавней поездки в Армению мне приходилось объяснять необходимость формирования нового институционального механизма взаимодействия между двумя нашими государствами, который мог бы стимулировать процесс сближения наших обществ. На встречах с президентом Армении, с министром иностранных дел и премьер-министром Армении я предлагал установить армяно-российский диалог по типу недавно созданных ассоциаций между Россией и Францией, Россией и Южной Кореей, Бразилией, Аргентиной и целым рядом государств. Этот диалог предусматривал бы взаимодействие между нашими государствами в трех сферах - экономической, сфере образования и культуры - по примеру российско-французского диалога. С российской стороны сопредседателем ассоциации являюсь я, с французской стороны - президент "Рено" Швейцер. Мы проводим встречи бизнесменов не менее двух раз в год, семинары по проблемам культуры и образования.

Помимо создания благоприятных условий для решения вопросов, которые принимаются президентами и главами правительств, мы еще и обеспечиваем доступ к базе данных, которые включают в себя информацию обо всех наших партнерах. Таким образом, мы глобализируем систему взаимодействия между нашими деловыми кругами и представителями культуры и образования, так как участники этих диалогов в состоянии непосредственно взаимодействовать через нашу базу данных и через наши структуры. В итоге двусторонние связи и отношения превращаются в многосторонние, создавая прямые связи и контакты между заинтересованными сторонами.

Я предложил установить подобного рода диалог между Россией и Арменией, и думаю, что через этот механизм можно было бы подключить Армению к этой глобальной международной структуре, которая включает в себя проблемы бизнеса, культуры и образования. Эта структура одновременно обеспечит доступ в Армению заинтересованных партнеров из других стран, с которыми ведется диалог в рамках нашей ассоциации делового сотрудничества.

Последние события на постсоветском пространстве показывают, что все государства этого региона в состоянии определить собственную судьбу. Уродливая формула, которая доминировала в советское время в Москве, а потом по инерции и в постсоветский период: "Да куда они денутся, приползут к нам и будут проситься", - канула в прошлое. Начинается очень серьезная борьба за постсоветское пространство, и российские власти должны это очень хорошо осознавать и быть к этому готовы. Кстати, президент, как мне известно, говорил об этом в своем выступлении перед дипломатами в МИДе в прошлом году. Идея президента сводилась к тому, что свято место пусто не бывает. Эти государства и страны нельзя воспринимать как навечно привязанные к России. Настало время бороться за присутствие, за влияние, за конструктивное взаимодействие. И только на этом пути мы сможем добиться серьезного успеха в сфере углубления наших экономических и военно-политических отношений даже с такой страной, как Армения, которая сегодня является стратегическим партнером России, но которая тоже ищет собственное место в мире и требует к себе очень серьезного и уважительного отношения.

РГ | Напоследок не могу не задать еще один вопрос: можно ли считать, что по прошествии пяти лет ваша организация уже состоялась?

Абрамян | Однозначно могу сказать, что мы состоялись и в организационном, и в общественно-политическом смысле. Союз армян России имеет свои отделения в 72 субъектах Российской Федерации и в 240 городах. Наша организация стала заметным элементом развивающегося в России гражданского общества. Она успешно занимается не только сохранением национально-культурной самобытности армян России, но и способствует их интеграции, особенно тех, кто приехал сюда в последние 10-15 лет, в языковую и социально-культурную среду.

Надо особо отметить, что в период правления президента Путина в сфере межнациональных отношений произошли серьезные позитивные изменения. Укрепление властной вертикали и восстановление управляемости страной создали благоприятные условия для установления межнационального мира и согласия. Власти более активно стали вести борьбу с проявлением экстремизма, с фашиствующими элементами.

Федеральный центр более эффективно стал контролировать ситуацию в этой сфере в регионах.

Например, в Краснодарском крае, где в прошлые годы конфликты на межнациональной почве нередко провоцировались действиями местных властей, сегодня ситуация резко изменилась. Хотя и возникают отдельные конфликты и стычки на бытовом уровне, однако совместные действия центра, губернатора и Союза армян России в регионе способствуют превращению этого проблемного края в зону межнационального мира и согласия.

Внешняя политика Армения