Она выехала на площадь, развернулась перед фасадом местного Управления ФСБ и из нее горохом повалили вооруженные люди. После этого события в Нальчике стали развиваться лавинообразно.
Первый боевик выстрелил из гранатомета по парадному входу, потом началась стрельба из десятков автоматов. Но фактор неожиданности нападавшим не помог — они не смогли ворваться в здание, а под неожиданным, плотным ответным огнем стали падать, как подкошенные. На хорошо просматриваемом и простреливаемом "столе" площади им негде было спрятаться. Местные жители при первых же выстрелах разбежались и бандиты остались в одиночестве.Видя, как падают соседи, два боевика заметались и бросились на угол площади в маленький частный магазинчик "Сувениры". Одного у самого входа настигла пуля. Он упал, схватился за ногу, но смог заползти в магазин.
Именно так началось нападение бандитов на город. Одновременно со штурмом республиканского УФСБ атаке подверглись здания МВД, Центра по борьбе с терроризмом, три здания районных ОВД, службы исполнения наказаний — всего девять объектов. И почти везде террористы получили отпор. Только в здания одного из трех РОВД и местного тюремного ведомства им удалось попасть и забаррикадироваться.
Вчера, когда мы утром окольными путями пробрались на площадь Марии, двое боевиков уже лежали ничком перед дверями магазина с задранными на спине рубахами. Милиционеры и сотрудники ФСБ стояли рядом. Было половина двенадцатого дня — только что закончился штурм, и террористов уже никто не боялся.
Нальчик не ожидал нападения, но на удивление быстро разобрался в ситуации, несмотря на то, что силы бандитов были довольно серьезные. Вчера милиционеры прикинули, что в нападении на маленький город участвовало около восьмидесяти человек. Это много.
Смерть с видеокамерой в руках
Труднее всего пришлось сотрудникам милиции. Здания антитеррористического центра и РОВД атаковали так. В одном месте прямо вплотную к зданию милиции примыкала стена школы №5. И на территории школы под руководством местного военрука, видимо, еще в советские времена, были выкопаны хорошо оборудованные
окопы, чтобы школьники могли проходить начальную военную подготовку.
Бандитам эти окопы, в конце концов, не помогли. Спасаясь от огня сотрудников МВД, бандиты забирались даже на деревья. Оттуда их "снимали" снайперы.
В ночь город ушел с тремя захваченными объектами. Въезжая в Нальчик через пост ГАИ "Шалушка", мы слышали, как изредка огрызались огнем боевики из захваченного здания УИН. До пяти
утра, пока гаишники держали нас на посту, были хорошо слышны одиночные выстрелы и короткие очереди. Один раз шальная пуля уже на излете визгнула в ветвях деревьев прямо рядом с постом.
Здание службы исполнения наказаний, где засели бандиты, взяли днем силами спецназа. В магазине "Сувениры" штурм был посложнее. Там бандиты сначала обменяли на воду двоих заложников.
А хозяйку магазина и молодую девчонку освободили с боем.
Самая трудная операция одновременно была проведена сотрудниками Центра специального назначения. Бандитов, забаррикадировавшихся на первом этаже здания райотдела милиции — второй и третий этаж им захватить не удалось, — решили не штурмовать. Один оперативник, которому удалось выпрыгнуть из окна, рассказал, что у восьми террористов 16 заложников — 14 работников милиции и два задержанных из изолятора. Позже террористы отпустили одного задержанного и женщину. Наутро 14 заложников бандиты взяли с собой в микроавтобус, который им дали по их требо-
ванию. Едва "Газель" отъехала,снайперы открыли огонь по террористам, не задев при этом ни одного заложника.
Так закончилось двухдневное противостояние, итогом которого стали более семидесяти уничтоженных террористов. 31 бандит взят в плен. Среди милиционеров убито 24 человека, ранен 51. Самая громкая смерть — начальника пресс-службы МВД республики Тамерлана Казиханова, который погиб с видеокамерой в руках. После первого ранения в ногу он перевязал сам себя и снова стал снимать, когда боевик выстрелил по нему из гранатомета метров с двадцати пяти и, к сожалению, не промахнулся.
Потери чекистов за два дня составили два человека убитыми и три ранеными. Прапорщика ФСБ убило взрывом из гранатомета. Двоих оперативников в первый час боя тяжело ранил снайпер. Оба были в отпуске, но побежали к своему зданию, как только услышали первые выстрелы. Пули настигли их у входа. Одного раненого вчера отправили самолетом в Москву, второго не рискнули транспортировать, и он до сих пор в реанимации. Еще один оперативник ФСБ погиб в первый день боев, когда колонна подкрепления спешила в город, а бандиты устроили засаду на трассе, засев в синем "уазике" - таблетке.
Бандиты готовили громкую акцию
Вчера заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников сообщил, что уголовное дело возбуждено по двум статьям — убийство и терроризм. Расследовать его будет смешанная следственная бригада под руководством Генпрокуратуры. Сроки следствия генерал не назвал.
Как мы узнали, милиционерам и сотрудникам спецслужб стало известно, что бандиты готовят крупные теракты в республике в начале ноября. Медлить было нельзя.
События стали развиваться стремительно еще с седьмого октября. И первый удар нанесли именно оперативники, смешав бандитам все карты. Неделю назад с 22 тысячами долларов был задержан Сосруко Амшуков. Он не стал запираться и рассказал, что деньги ему дал Анзор Астамиров, один из руководителей местного ваххабитского джамаата, который был хорошо знаком правоохранительным органам. Его подозревали в нападении на здание республиканского Госнаркоконтроля 23 декабря прошлого года.
По словам задержанного, на деньги, полученные от Астамирова, он должен был закупить прицелы, биотуалеты и 50 раций. Из этой информации оперативникам стало ясно, что бандиты готовятся к масштабной акции. Было принято решение — искать их схроны. И за день до нападения милиционеры обнаружили большой тайник, где хранилось полтонны взрывчатки.
В тот же день задержали некоего Мурада Хамукова, который снимал объекты будущих нападений на видеокамеру. Тот тоже молчать не стал и рассказал убоповцам, что его об этом просил Руслан Адижев,
который в свое время был захвачен американцами в Афганистане и потом долго пробыл на базе в Гуантанамо.
Цепочка выводила на подпольную ваххабитскую сеть. Предполагается, что Адижев был одним из главных заказчиков теракта, а организаторами здесь считают находящихся в розыске Астамирова, а
также глав двух джамаатов — местного Мукожева и ингушского Горчханова. Вместе с ними в розыск объявили еще тринадцать человек. А еще примерно в шесть утра в районе аэропорта местные убоповцы скрутили некоего Шогенова, у которого обнаружили схему охраны аэропорта.
Похоже, что нервы у бандитов сдали. Как рассказал нашему корреспонденту источник в местных правоохранительных органах, "по сути, мы вынудили ваххабитов выступить раньше намеченного срока". Пленные уже дали показания, что не ожидали, что их пошлют на убой. Их собрали неожиданно, не сказав ничего конкретного, в дачном кооперативе "Ландыш", раздали оружие, после чего посадили
в "Газель", заявив, что час мести неверным пришел. Среди нападавших была в основном молодежь в возрасте от 18 до 23 лет — парни из сельской местности. Их уже опознали. И только двух убитых женщин-снайперш до сих пор опознать не могут. И вообще, все террористы, напавшие на город, не пришлые — выходцы из Зольского района. Сейчас уже очевидно, что их просто использовали как пушечное мясо.
Суббота в Кабардино-Балкарии объявлена днем траура по жертвам террористов.