Вице-премьер Александр Жуков, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, Генеральный прокурор Владимир Устинов, руководитель службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, генерал-лейтенант Александр Брагин довели до депутатов информацию с грифом "секретно", которая, по словам председателя нижней палаты Бориса Грызлова, пока широко не разглашается.
Однако и у спикера, и у других депутатов Госдумы после "правительственного часа" вопросов стало еще больше, а ответов меньше. А некоторые народные избранники вообще не понимали, зачем надо было закрывать заседание от журналистов. Как заметил Алексей Островский (фракция ЛДПР), из прессы о событиях в Нальчике можно было узнать гораздо больше, "ответы приглашенных министров были обтекаемы и не содержали новой информации". Островский был разочарован обсуждением вопроса о ситуации на Северном Кавказе. "Настораживает то, что исполнительная власть, судя по всему, относится с какой-то опаской к законодательной - контакта нет", - поделился с журналистами своими предположениями Алексей Островский.
Такое же впечатление от "правительственного часа" сложилось и у независимого депутата Геннадия Селезнева, который убежден, что думцы, как и все общество, "еще не знают всей информации о событиях, происходящих на Северном Кавказе". И не узнали ее теперь. Селезнев надеется, что многие неизвестные страницы северокавказских событий будут раскрыты в докладе парламентской комиссии, расследующей теракт в Беслане. Все с нетерпением ждут доклада, но никак не могут дождаться, заметил Селезнев.
Глава парламентской комиссии, заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, который также пришел вчера на Охотный Ряд послушать министров, пообещал, что итоговый доклад в декабре будет. Правда, полноты информации о трагедии в Беслане не гарантировал: "Представим такой, какая есть. Там, где у комиссии недостаточно информации, вместо точки будет многоточие", - сказал сенатор.
Торшин, как выяснилось, имел важные сведения, хотя и "с многоточиями", не только по Беслану, но и по событиям в Кабардино-Балкарии. Он сообщил журналистам, что банда, напавшая на Нальчик, была очень хорошо вооружена "всеми видами стрелкового оружия, в том числе огнеметами". И в связи с этим Александр Торшин в очередной раз заявил, что необходимо взять под строгий контроль оборот оружия и взрывчатки в России. Об этой проблеме сенатор говорил и год назад. Но силовые ведомства тогда сослались на недостаток средств - для того чтобы провести ревизию своих арсеналов, якобы им понадобятся средства, сопоставимые с бюджетом всего министерства обороны. "Но ведь это их проблема, - считает Торшин, - пусть работают в выходные, но поймут, что и сколько находится на их складах".
Однако действия "силовиков" 13 октября в Нальчике многие депутаты, и прежде всего думские "единороссы", оценили положительно. "Они существенно, в лучшую сторону, отличаются от действий силовых структур в аналогичных ситуациях, которые были ранее", - сказал председатель Госдумы Борис Грызлов, комментируя информацию, полученную думцами за закрытыми дверями. Грызлов отметил скоординированные действия правоохранительных органов, которые позволили "подавить попытки захвата заложников, а также попытки дестабилизировать ситуацию в Кабардино-Балкарской Республике". Первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов предложил за успешно проведенную операцию по обезвреживанию боевиков поставить "силовикам" "большой жирный плюс".
Но народным избранникам, как, впрочем, и народу, хотелось узнать ответ на главный вопрос: как избежать подобных ситуаций впредь? Что нужно делать, чтобы они не повторялись с трагическим постоянством?
Как заметил сенатор Александр Торшин, в ходе "правительственного часа" министры и Генпрокурор не гарантировали, что нападения, подобные тому, что произошло в Нальчике, не повторятся впредь. И Торшин сделал вывод: "Надо быть более бдительными".
Свои предложения, общаясь с журналистами, высказывали и депутаты Госдумы. Вице-спикер нижней палаты, председатель думской Комиссии по вопросам Северного Кавказа Владимир Катренко считает, что необходимо активизировать деятельность многих министерств, от которых зависит оздоровление ситуации в Северо-Кавказском регионе. По его мнению, "не только силовые ведомства и Генеральная прокуратура должны заниматься проблемами Северного Кавказа. Каждый министр российского правительства несет ответственность за положение на юге страны". Катренко полагает, что, кроме задач борьбы с коррупцией, повышения качества жизни людей, в этом регионе нужно решать и идеологические задачи, уделять больше внимания работе с молодежью, помогать самореализации молодого поколения.
Председатель палаты Борис Грызлов также на первый план ставит социально-экономические проблемы Северного Кавказа. С ним солидарны и многие другие депутаты, даже те, кто не входит в "Единую Россию". Не случайно больше всего вопросов на "правительственном часе" было адресовано вице-премьеру Александру Жукову.
Ситуация в этом регионе требует кардинальных перемен, и, в частности, считает Грызлов, необходимо проанализировать причины, по которым Северный Кавказ до сих пор отличается самым высоким уровнем коррупции, высоким уровнем безработицы и низким уровнем социально-экономического развития.
Депутат Александр Куваев предлагает дать больше полномочий полпреду президента в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку (он также был вчера на Охотном Ряду). По словам Куваева, полпред "не обладает достаточными полномочиями для того, чтобы решать все вопросы".
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов убежден, что "решение северокавказской проблемы лежит в Москве" и эту проблему "не решить автоматом и пулеметом". Зюганов обратился к истории вопроса и напомнил журналистам, что в XIX веке после 46 лет военных действий генерал Ермолов пришел к царю и сказал: "Военного решения нет".
Сопредседатель фракции "Родина" Дмитрий Рогозин потребовал восстановить в России смертную казнь - "хватит прикрываться демократическими бантиками".
Депутаты предлагали также усовершенствовать систему учета автомобилей, принять закон о защите персональных данных, от которого зависит решение вопроса, связанного с противодействием нелегальной миграции, брали обязательство ускорить работу над законом "О противодействии терроризму", который уже был принят Госдумой в первом чтении, вернуться к вопросу об участии граждан и общественных организаций в охране порядка. "Это необходимое условие. Только так мы сможем реально противодействовать террористическим акциям", - сказал Грызлов.
А председатель думского Комитета по безопасности Владимир Васильев представил коллегам целый портфель антитеррористических проектов. По слухам, дошедшим до журналистов из-за закрытых дверей, вопрос о введении ЧП на "правительственном часе" не поднимался.