Поэтому на вчерашнем заседании кабинета министров Михаил Зурабов, Владимир Яковлев, Алексей Гордеев и заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко уже знали, о чем рассказать собравшимся в зале заседаний. Самым подробным был доклад министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Он долго убеждал членов кабинета министров в необходимости "непревентивного повышения финансирования здравоохранения, а глубокой структурной переработки всей системы". И, как и накануне, на коллегии минсельхоза аграрии были недовольны слишком малой суммой выделенных средств, Зурабов тоже предупредил премьера, что "увеличение зарплаты врачей первичного медицинского звена на 10 тысяч рублей и среднего медицинского персонала на 5 тысяч рублей может оказаться недостаточным". Подобную крамольную мысль, которая шла вразрез с президентским предложением о повышении зарплат медперсоналу, Зурабов объяснил тем, что главная задача заключается в том, чтобы первичное звено, в котором занято 100 тысяч человек, было полностью укомплектовано квалифицированными специалистами в ближайшие 2-3 года. Сейчас в сфере здравоохранения заняты более четырех миллионов человек, из них два миллиона - это средний медицинский персонал и врачи. Участковых врачей по всей России насчитывается всего 56 тысяч, причем средний возраст этой категории - 52-53 года. "В основном, это женщины предпенсионного возраста с чрезвычайно низкой зарплатой", - отметил министр.
- Пока не появится врач, отвечающий за состояние здоровья населения в целом, нет смысла реформировать медицину дальше, выделять деньги, закупать оборудование, - убеждал Зурабов.
При этом он предложил реализовывать национальный проект постепенно: сначала заложить фундамент в виде кадрово и технически оснащенного первичного звена медицины, а потом, уже имея некий базис, продолжать модернизацию системы.
Кроме того, в ближайшее время планируется перевести врачей первичного медицинского звена на работу по контракту. Это довольно важная и принципиальная позиция плана по реализации национального проекта в сфере здравоохранения, сказал Зурабов.
Это будет означать, что врач первичного звена, который в первую очередь обязан наблюдать за состоянием здоровья населения, будет ориентирован на конечный результат своей работы. Но и на этом не остановилось минздравсоцразвития. Контракт наделит врача дополнительной финансовой ответственностью и перед пациентом, и перед тем, кто финансирует эти расходы. В ближайшее время будет сформирован национальный реестр врачей первичного звена, который станет вести федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Ориентируясь на этот документ и будут формироваться контракты между врачами первичного звена и медицинскими учреждениями.
После столь подробного изложения идей главного "охранника здоровья" вопросов к нему практически не было. Зато немало их возникло у премьера к ответственному за проект жилья главе министерства регионального развития Владимиру Яковлеву после его доклада. Планы у этого ведомства масштабные. Среди них: увеличение доли семей, способных купить жилье, с 9 до 30 процентов, объема рынка ипотечного кредитования почти в 20 раз с тем, чтобы к 2010 году ипотекой пользовался 1 миллион семей. Но вот детали в ведомстве Яковлева так и не разработали.
- У меня вызывает большое беспокойство проект "Жилье", ведь это сквозной проект, - со смешанными чувствами заметил Фрадков. - Это мы будем как при коммунизме ждать 40 миллионов метров жилья к 2010 году, а дальше что?
По его мнению, проект "Жилье" - самый сложный из всех четырех, рассматриваемых на заседании.
- Нас объявили ответственными за программу "Доступное жилье". В рамках этой программы мы предлагаем конкретные шаги. Если будут категорические возражения и несогласие правительства, то, как мы эту программу будем реализовывать? - тут же отбил Яковлев.
В числе несогласных с некоторыми положениями доклада оказался и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он предложил полностью перейти от действующей сейчас системы строительства жилья структурами силовых ведомств на систему жилищных сертификатов при обеспечении военнослужащих жильем. Но предложение главного экономиста явно не понравилось министру обороны Сергею Иванову и он заметил, что в таком случае придется изменить действующее законодательство, согласно которому военнослужащий имеет право отказаться от использования жилищного сертификата.
- Сергей Борисович, давайте без патетики, - остановил главу военного ведомства Греф. - Очевидно, что закон необходимо менять. С 2006 года это не получится сделать, систему надо подготовить, но понятно, что к ней нужно идти, потому что она на порядок сокращает непроизводительные издержки.
- Минобороны давно само жилье не строит, - пытался парировать Иванов.
- Строит, и много строит. В больших объемах строит, - тут же возразил воинственно настроенный Греф.
- Не строит, - Иванов стоял на своем.
Бурную дискуссию прервал глава МЧС Сергей Шойгу и задал прямой вопрос: "Герман Оскарович, я не понимаю, вы за большевиков или за коммунистов?" Но Греф не поддался на провокацию и заметил: "Я за перевод всей системы предоставления жилья в систему жилищных сертификатов. Это более прозрачная, понятная, антибюрократичная и совершенно антикоррупционная форма". Правда, при этом Греф умолчал, что жилищные сертификаты не покрывают всей стоимости жилья, соответственно и приобрести на выделенные деньги его можно лишь в регионах, где цена реального квадратного метра и установленного государством "неожиданно" совпадает. Да и с тем, что это прозрачная и антикоррупционная форма, скорее всего, можно было бы поспорить, вспомнив о прецедентах с сертификатами.
Против передачи системы обеспечения жильем сельского населения из ФЦП по развитию села в национальный проект по созданию рынка доступного жилья, который курирует минрегион, высказался и глава минсельхоза Алексей Гордеев. "Мы не должны разрушать федеральные целевые программы, которые были приняты всего год назад", - сказал он, предупредив, что такие решения не должны приниматься "тихой сапой". Завершилась дискуссия просьбой Шойгу к Яковлеву о предоставлении министрам разъяснения по этому вопросу в письменной форме.
Но главный экономист был настроен решительно. Он предупредил присутствующих, что лишь один национальный проект - по развитию рынка жилья - может пройти согласование в ведомствах. Остальные три в их нынешнем виде по разным причинам не могут быть согласованы. "Если посмотреть сегодня на представленные национальные проекты - это совершенно разные документы, - объяснил Греф. - Если не будет внятных программ по реализации проектов, то и контролировать будет нечего".
Подобные безапелляционные речи возмутили Гордеева и он припомнил главному экономисту, что проект по развитию агропромышленного комплекса разрабатывался совместно с его ведомством. В связи с этим, по мнению главного сельскохозяйственника, дополнительные согласования проектов с министерствами будут означать лишь излишнюю формализацию процесса.
Выслушав все пререкания, премьер поручил профильным министерствам до 26 октября завершить подготовку и межведомственное согласование четырех приоритетных национальных проектов. А по итогам состоявшегося обсуждения представить доклад президенту по той работе, которая уже проделана.
"Костьми ложиться пока рано, но не есть и не спать я вам уже рекомендую, - напоследок порадовал подчиненных глава правительства. - Если что-то не согласовано - собирайтесь на уровне министров, собирайтесь лично. Мы не случайно это делаем, это не посиделки".